ЦСКА давным-давно все изучили, что, впрочем, не слишком беспокоит Леонида Слуцкого. Свою команду он всё равно знает ещё лучше, а то, что состав «армейцев» не меняется уже практически несколько лет, на игре и результатах ЦСКА не отражается. Главное, что есть у команды, — структурность, чёткое понимание того, как должен работать каждый элемент системы.
Но в этом и опасность для ЦСКА. Когда под внешним воздействием система ломается, может разрушиться как атакующая игра, так и оборонительная. Главное преимущество «армейцев» — квадрат в центре поля, суперкомпьютер с полным набором разных функций. Вернблум, Натхо, Ерёменко и постоянно оказывающийся в центре Дзагоев — чем ближе друг к другу этот квартет, тем сложнее сопернику. Если использовать против него классическую 4-2-3-1, двух опорников для разрушения структуры может не хватить — ЦСКА будет проходить центр поля через пас.
Именно поэтому, на мой взгляд, Дмитрий Аленичевв Самаре попробовал схему 3-5-2, теоретическое преимущество которой над 4-2-3-1 и тем более 4-1-4-1 очевидно: в центре поля
оказываются сразу трое, а один из центральных защитников почти всегда готов подстраховать. В идеале максимальное насыщение центра — отличное лекарство против игры ЦСКА. В своё время 3-5-2 почти исчезла из-за массового перехода на игру в одного чистого нападающего, и команды, играющие 4-5-1, получили подавляющее преимущество в ширине. Вот только ЦСКА ширина не слишком волнует: наравне с не признающим конвейер навесов «Краснодаром» «армейцы» — самая «центральная» команда чемпионата России.
Разбить системный квадрат ЦСКА попробовал махачкалинский «Анжи», и у Юрия Сёмина почти получилось — дагестанская команда не выглядела заранее проигравшей, как три других соперника «армейцев» в нынешнем сезоне. Сёмин заставил Лукмана Аруну действовать максимально близко к центральному кругу, помогая Ивану Маевскому и Лоренцо Эбесилио, что заставило ЦСКА разрывать наигранный квартет. Исполнители «Спартака» уровнем выше, чем у «Анжи», а потому красно-белые могут успешнее действовать против центра ЦСКА.
Однако самым показательным в плане борьбе против красно-синих был матч в Химках с пражской «Спартой». Чехи тоже решили использовать 3-5-2, из чего извлекли немало выгоды. Будь игроки «Спарты» чуть посильнее, всё для ЦСКА могло закончиться ещё в первом матче.
Главное, что сделали пражане, — заставили один из углов квадрата, Бибраса Натхо, сместииться ближе к воротам «Спарты». Пару лет назад нечто подобное уже случалось в московском дерби. Натхо тогда не было, но у ЦСКА с первых минут на поле вышел Александр Цауня, которому полузащита «Спартака» позволяла двигаться глубоко на чужую половину. В итоге в опорной зоне оставался одинокий Понтус Вернблум, через которого «Спартак» провёл всё, что хотел. Тем же занималась «Спарта»: как только мяч оказывался у пражан, они моментально, верхом или низом — неважно, старались пройти шведа. Вернблум — отличный опорник, но он не всесилен: быть абсолютно везде на поле он не может. В итоге Понтус оказался главным неудачником первого матча со «Спартой», хотя по факту он во многом оказался заложником ситуации.
«Спарта» препарировала и ещё одну слабость ЦСКА — перекос флангов. Вернитесь ко второй в тексте картинке и обратите внимание ещё на одно потенциальное преимущество «Спартака» при 3-5-2. Не слишком большая любовь Кирилла Набабкина к глубоким заплывам на последнюю треть поля может позволить правому защитнику «Спартака» действовать с Дзагоевым почти персонально, не опасаясь возможных провалов фланга. Правого защитника может страховать правый центральный защитник Сердар Таски, тем более что опыт игры на этом краю обороны в «Штутгарте» у него был.
30% своих ударов ЦСКА в нынешнем сезоне нанёс справа и всего 14% — слева. Зоран Тошич, формально не участвуя в мозговом центре «армейцев» и получающий максимальную свободу справа, становится теневым нападающим, когда по флангу подключается Марио Фернандес. Для соперника этот фланг ЦСКА очень опасен, но, как ни парадоксально, он опасен и для самого ЦСКА. Посмотрите, с чего началась первая голевая атака «Спарты» в Химках.
Тошич потерялся в атаке, его пошёл страховать Бибрас Натхо, а Дочкал увёл за собой Вернблума. В итоге мяч получил оставленный в центре Матейовски, один из двух лучших распасовщиков «Спарты». Опытный полузащитник спокойно забросил мяч в штрафную, где ЦСКА запаниковал.
«Спарта» разыгрывала правый фланг красно-синих постоянно — в итоге три из четырёх голов Праги в противостоянии пришли через передачи с этого края. Как только чуть задерживался Тошич, а Фернандес разрывал связь с остальными защитниками, пражане моментально перегружали эту зону футболистами. Обратите внимание: передачу в свободную зону отдаёт не левый вингбэк, не левый центральный полузащитник, а левый центральный защитник Хибш. Но даже за ним Тошич не успел.
Система игры в дерби будет во многом зависит от того, что выберет Леонид Слуцкий. Тренер ЦСКА обычно хорошо варьирует прессинг и умение обороняться командой, но в матчах со «Спартой» он здорово обжёгся на прессинге. Чехи были готовы к этому, действовали или за счёт длинных передач, или за счёт игры в касание. Более того, они даже приглашали «армейцев» давить, выводя мяч через центр, выманивая Натхо со своей позиции и образуя свободное пространство в середине поля.
Игра против прессинга — одна из потенциальных слабых сторон «Спартака» при 3-5-2. Решение остаётся за Слуцким — будет он снова пытаться играть в давление с риском сломать собственную систему или предпочтёт более консервативный футбол с потенциальным территориальным преимуществом «Спартака», но расчётом на чёткую работу суперкомпьютера в центре. За несколько часов до матча более очевидным выглядит второй вариант.