Михаил Борзыкин, вооружившись графикой и статистикой, анализирует матч «Спартак» – ЦСКА
После матча звезды и большие начальники сохраняли спокойствие, гостевая ВВ не билась в истерике, а футболисты «Спартака» отмечали феноменальный прогресс по сравнению с предыдущим дерби. Все сходились в одном: несмотря на проигрыш, за эту команду не стыдно. «Спартак» играл ярко. «Спартак» играл вдохновенно. И «Спартак» проиграл. Добиться большего не позволили два недуга. Один из темного прошлого – ошибки в обороне («привозы» и худшая в премьер-лиге игра на «втором этаже» в своей штрафной площади). Второй из светлого настоящего – катастрофическая реализация голевых моментов. За второе почти не критикуют – уже хорошо, что моменты есть и их много. «Спартак» живет сравнением с самим собою весеннего образца. Поэтому живет с улыбкой. Но когда оглядываться надоест, нужны будут аргументы убедительнее, чем «за команду не стыдно».
* * *
По основным статистическим показателям «Спартак» превзошел ЦСКА: больше владел мячом (55% на 45%), атаковал (109 на 89), комбинировал (552 паса с точностью 82% на 413, 79%), выиграл единоборств (81 на 72), обводил (29 на 19). ЦСКА показал свой худший процент брака (28%) и впервые в сезоне сыграл вторым номером, но при этом – в свой футбол. Забили – перешли на контригру. Произошло распределение ролей. А в контригре армейцам, когда на пике формы, равных нет. Доля быстрых атак составила 33% – против 20% у «Спартака». Почти все контратаки ЦСКА имели развитие, а каждая пятая (это приличный показатель) доводилась до удара. Словом, сетовать на невезение могут не только красно-белые. В какой-то другой ситуации армейцы по такой игре наколотили бы столько, что о «не стыдно» никто бы даже не заикнулся.
* * *
О стабильности и сыгранности как о главном и неоспоримом преимуществе армейцев мы говорили еще перед матчем. ЦСКА играет по схеме 4–2–3–1 с мамонтовских времен. «Спартак» по 3–5–2 (3–4–3) – меньше месяца. Любая модель – величина условная; но она иллюстрирует функции того или иного футболиста. Игровые проблемы «Спартака» вызваны не столько адаптацией к новой модели игры, сколько тем, что не все футболисты в эту модель вписываются.
В первую очередь это братья Комбаровы. Особенно Кирилл. Его задача состояла в игре по Дзагоеву, лучшему игроку ЦСКА в этом сезоне, – поэтому и смещался Комбаров каждый раз в центр, чему не переставал удивляться комментатор матча. Слева у ЦСКА нет классической фланговой атаки. Вернее, в этом матче не было – Набабкин сторожил тыл. В отличие от бровки Фернандеса. Поэтому и роли братьев Комбаровых отличались – Дмитрий держал весь фланг, а Кирилл прописался в армейской зоне инсайда. И лучше бы не подключался к атакам вовсе. В исполнении правого защитника «Спартака» было сплошь вредительство – запорол все, что можно, сделав лишь одну точную передачу (из шести) в штрафную площадь соперника.
Остросюжетной борьбы в центральной зоне между спартаковским треугольником (Глушаков – Широков – Попов) и армейским (Вернблум – Натхо – Еременко) не получилось. Во-первых, из-за обоюдоострого футбола (играли без центра), а во-вторых, из-за неоптимальной формы центральных полузащитников. С обеих сторон. Глушаков «привез», Широков не излучал великолепие (хотя и стал самым острым игроком, сделав 19 передач в штрафную площадь, – это, не поверите, 61% от общего количества), а Попов передерживал мяч и вообще был инородным телом. Та же история у ЦСКА: невзрачная игра Натхо, капитуляция Вернблума (38% выигранных единоборств, что является, возможно, одним из худших показателей в его карьере) и Еременко в роли несостоявшегося героя. В контригре Роман не так крут, как в игре первым номером. Хотя наибольшее количество пасов (6) Муса получил именно он своего плеймейкера.
Подытожим.
1. ЦСКА одержал победу, воспользовавшись ошибками в обороне «Спартака», и во многом благодаря тому, что сам «Спартак» растранжирил свои моменты.
2. ЦСКА выполнил план на игру. Забил – перестроился (Натхо оттянулся к Вернблуму, а крайние защитники, особенно Набабкин, действовали строго в обороне) – перешел на контригру, в которой мог значительно развить свое преимущество.
3. «Спартак» столько лет выращивал своих фланговых защитников, но так и не вырастил ни одного по-настоящему топового. Из всей обоймы – братья Комбаровы, Паршивлюк, Макеев, молодежь – только Дмитрий Комбаров, и то когда на пике формы, соответствует высокому уровню. Это так важно потому, что в новой модели «Спартака» роль фланговых защитников значительно больше, чем при любой другой. И пока фланги – якорь команды.
4. К пятому туру Попов не понял, чего от него хотят. А может, понял, но по каким-то причинам пока не может вписаться в игру.
5. Низкая реализация моментов – главное, на что сейчас стоит обратить внимание Аленичеву. И Дмитрий Анатольевич, судя по комментариям после матча, это прекрасно понимает. У «Спартака» эта проблема перерастает в патологию.
6. На сегодняшний день «Спартак» и ЦСКА – команды одной весовой категории в том, что касается организации игры и потенциала. Причем у красно-белых потенциал даже больше, учитывая вариативность, глубину запаса и другие факторы.
7. Несмотря на высокий процент брака, вчерашнее шоу было лучшим за весь 2015 год.
В материале использовалась статистика, предоставленная компанией InStat Football