Продажа билетов на домашние матчи – одна из основных статей дохода европейских футбольных клубов, но клубам российским эти деньги иногда не достаются вовсе. Sports.ru провел инспекцию 14 стадионов премьер-лиги и цен на их посещение – и выяснил, что у болельщиков «Зенита» самые тугие кошельки, в Нальчике готовы пускать зрителей бесплатно, а «Рубину» от билетов на матчи Лиги чемпионов не достанется ни копейки.
«Центральный», Казань
От продажи билетов и абонементов на свои матчи «Рубин» не получает ни рубля. Всем, что связано с билетами, занимается руководство стадиона, а сам он принадлежит городской администрации. Учитывая не самую большую посещаемость матчей чемпиона (к середине апреля – 11 750 зрителей на домашних играх), это вряд ли является для клуба проблемой. Но во время проведения игр Лиги чемпионов руководству «Рубина» наверняка придется не раз пожалеть о нынешнем положении вещей. Исправлять его, видимо, уже поздно – да и по словам пресс-атташе казанцев Максима Лопухова, клуб в этом направлении ничего делать не намерен. Зато билеты на футбол в Казани совсем недорогие: от 40 до 400 рублей.
«Лужники», Москва
Стадион принадлежит ОАО «Лужники», генеральным директором которого является Владимир Алешин. Играющие здесь «Спартак» и ЦСКА ограничиваются фиксированной арендной платой, поэтому прибыль (которая покрывает стоимость аренды только на центральных матчах), достается клубам, а ценообразование остается полностью на их совести. Совесть позволяет спартаковцам несколько больше, чем армейцам – если самый дешевый билет на ЦСКА можно купить за 170 рублей, то на «Спартак» – за 220. А вот стоимость попадания на самый дорогой из не-виповских секторов центральной трибуны А на матчи второй категории у обоих клубов одинакова – 700. Во время больших игр разница становится существеннее: ЦСКА – «Зенит» можно было посмотреть и за 250 рублей, а чтобы попасть на матч «Спартака» с питерцами, приходилось отдавать на сотню больше.
Строительство стадиона ЦСКА ( ВИДЕО)
«Арена Химки»
Здесь тоже играют две команды, но на разных правах. Арена принадлежит не клубу, а городу – тем не менее, у «Химок» есть договор о ее безвозмездной аренде. При этом доходы от продажи билетов и абонементов на матчи идут в кассу стадионной администрации. Лучший билет на «Химки» стоит всего 300 рублей. Кстати, ровно во столько же клубное руководство оценило и сезонный абонемент на матчи подмосковной команды.
«Динамо» за аренду, естественно, приходится платить, но сборы за билеты клуб определяет сам и забирает себе. Цены на «Химки» и «Динамо», понятно, совершенно разные. Все помнят, как болельщики ЦСКА совсем недавно возмущались ценовым минимумом в 500 рублей сначала за игру чемпионата, а потом и Кубка против бело-голубых. Сейчас с этим, вроде бы, стало полегче: на «Зенит» можно будет попасть и за 350, а за 500 можно пройти пусть и не на лучший сектор, но все-таки центральной трибуны. От связи понижения цен с акцией болельщиков ЦСКА «Динамо» при этом всеми силами открещивается.
«Звезда», Пермь
Стадион был передан «Амкару» в 1998 году. Доходы от продажи билетов, абонементов и атрибутики составляют в Перми около 5 процентов годового бюджета клуба. В этом году на «Звезде» решили повысить минимальную стоимость прохода на стадион с 35 до 100 рублей – но это льготный тариф. Тем, кому больше 14, надо будет заплатить не меньше 180, а если приезжает «ведущая команда чемпионата России» (так, без лишних пояснений, указано на официальном сайте «Амкара»), то сразу 250.
«Петровский», Санкт-Петербург
Сам стадион по-прежнему принадлежит городу, а конкретнее – Комитету по управлению государственным имуществом. Но 100% акций ЗАО «Стадион «Петровский» совсем недавно были переданы в управление «Зениту». До этой передачи у клуба частенько возникали трудности – прежде всего с качеством обслуживания стадиона. Например, раньше «Зенит» не имел возможности контролировать состояние газона, которое далеко не всегда было таким, как желало руководство питерцев. Сейчас все стадионное хозяйство в их руках, хотя аренду они платят по-прежнему – только по условиям договора все деньги за нее идут на стадионные нужды. Несмотря на недавние жалобы болельщиков ЦСКА на цены в Химках, самые дорогие билеты – именно в Питере. Меньше, чем за 600 рублей, не попадешь даже на матч с «Кубанью», ну а за центральную трибуну можно отдать и 2000 – и это, надо заметить, будет все еще не VIP.
«Металлург», Самара
Стадион перешел в безвозмездное пользование «Крыльев» около трех лет назад, но клубу как не принадлежал, так и не принадлежит. Не так давно здесь возникали конфликты между администрацией стадиона и клуба – главным образом они, естественно, касались доходов от продажи билетов. Сейчас дело другое: «Крылья» сами назначают цены и сами получают прибыль. Цены для России средние: на игру с «Химками» можно было сходить за 90 рублей, с ЦСКА – за 150, а самые дорогие билеты на эти матчи стоили 250 и 400 рублей соответственно.
«Локомотив», Москва
Первый и пока что уникальный пример европейского подхода к стадионному хозяйству. Арена является собственностью клуба и приносит ему немалые деньги: на продаже мест в VIP-ложах, например, «Локо» зарабатывает около 6 млн евро в год. А провести здесь один матч для арендаторов, которых обычно бывает не меньше 10 за сезон, стоит примерно 100 тысяч евро. Цены на билеты чуть выше, чем в Самаре: дешевле 150 рублей ни один матч не обойдется, но и дороже 1000 не выйдет – если, конечно, не претендовать на VIP-ложу. Такое удовольствие на центральном матче потребует в десять раз больше денег – 10000 рублей.
Стадион им. Э.Стрельцова, Москва
Как и сам ФК «Москва», арена принадлежит «Норильскому никелю». На посещаемости домашних матчей «горожан» много, понятное дело, не заработаешь, поэтому руководство работает не над получением денег с приходящих, а над привлечением их на трибуны, в том числе и низкими ценами. Кое-какие успехи есть – 3-6 тысяч зрителей обычно все-таки появляются, что уже совсем неплохо. Минимальная цена на все матчи, кроме двух – с ЦСКА и «Спартаком» – 100 рублей. На эти два – 200. Но очень многие могут пройти и без билетов: вход на Восточную трибуну, за исключением ее восьмого сектора, для школьников, студентов, родителей с детьми и читателей Sports.ru – бесплатный.
Стадион им. С.Билимханова, Грозный
Арена в Грозном состоит в муниципальной собственности, ее администрация самостоятельно устанавливает цены на билеты и получает прибыль с их продаж. «Тереку» за это достается возможность на стадионе бесплатно играть. Цены здесь небольшие – на все трибуны билеты продаются по 100 рублей, а на западную – по 300.
«Сатурн», Раменское
Стадион, как и клуб, принадлежит администрации Московской области. Цены примерно такие же, как везде – начинаются от 100 рублей. Самый дорогой билет – 1500.
«Спартак», Нальчик
Нальчикская арена находится в городской собственности, но доходы от продажи билетов на матчи получает клуб. Цены на этот сезон установил лично президент Кабардино-Балкарии – сначала в Нальчике вообще хотели пускать всех болельщиков бесплатно, но регламент чемпионата России этого делать не позволяет. Поэтому для всех без исключения мест установлена одна и та же цена – 100 рублей.
«Труд», Томск
Стадион в Томске примерно на две трети принадлежит администрации города, а оставшаяся часть – собственно «Томи». Цены клуб и руководство стадиона устанавливают вместе; из доходов от продажи билетов большая часть достается «Томи», а оставшаяся идет на обслуживание стадиона. Диапазон здесь – от 100 до 500 рублей, но льготники могут попасть на матч и за совсем уж несерьезный по нынешним временам полтинник.
«Олимп-2», Ростов
Как и в случае «Сатурна», клуб и стадион принадлежат одному и тому же собственнику – администрации Ростовской области. Билеты стоят от 100 до 200 рублей, но школьники, студенты и пенсионеры могут ходить на матчи бесплатно, для этого им отведена северная трибуна.
«Кубань», Краснодар
Стадион принадлежит администрации Краснодарского края, а вот тремя четвертями акций клуба с декабря прошлого года владеет бизнесмен Олег Мкртчян – оставшаяся четверть на балансе все той же краевой администрации. Клуб платит аренду владельцам стадиона, при этом самостоятельно занимаясь всем, что касается билетов. Именно он и получает прибыль от их продажи. Матчи делятся на три категории, но разница проявляется только в цене билетов на центральные трибуны. За ворота всегда можно попасть, заплатив 50 рублей. Билеты на лучшие места во время топового матча стоят 480.