"Они сделали то, что должны были по большому счёту сделать ещё вчера", - сказал Серджио Скариоло, проходя по коридору химкинской арены спустя полчаса после окончания матча. Не согласиться с итальянцем было нельзя. Мне почему-то сразу вспомнился один забавный эпизод случившийся днём ранее на том же месте и примерно в то же самое время – когда наставник серебряного призёра чемпионата России после не самой приятной, несмотря на победу, пресс-конференции, переодевшись вернулся в почти опустевший зал для того чтобы пообщаться с генеральным директором Виктором Бычковым и мэром города Химки Владимиром Стрельченко, выглядел он весьма растерянным и удручённым. Можно даже было подумать, коуч сожалел о том, что его подопечные выиграли третью игру, тем самым продлив финальную серию плей-офф. Как будто предчувствовал, чем для него обернётся лёгкая пощёчина, нанесённая армейцам.
Чемпионат России. Плей-офф. Финал. Четвёртый матч
"Химки" (Московская область) – ЦСКА (Москва) - 45:78 (9:24, 11:16, 11:20, 14:18)
"Химки": Гарбахоса (8), Маккарти (8 + 6 подборов), Мозгов (7), Паласио (5), Дельфино (4), Уилкинсон (4 + 6 подборов), Понкрашов (4 + 3 передачи), Шабалкин (2), Лампе (2), Фридзон (1), Дячок, Зайцев.
ЦСКА: Лорбек (14 + 7 подборов + 4 передачи), Смодиш (13 + 3 передачи), Лэнгдон (13), Холден (10 + 5 перехватов + 3 передачи), Хряпа (10 + 7 подборов + 4 передачи), Шишкаускас (9 + 6 подборов), Швед (3), Зисис (2), Воронцевич (2), Каун (2), Кейру, Забелин.
Судьи: Галкин (Челябинск), Махлин (Санкт-Петербург), Михайлов (Москва).
25 мая. Химки. Баскетбольный центр Московской области. 3 500 зрителей.
Счет в серии: 1-3 (первый матч – 74:80, второй – 64:76, третий – 67:66)
В понедельник на том же самом подмосковном паркете мы увидели совсем другой ЦСКА, и совсем другие "Химки". У одних получалось почти всё, у других, к огромному сожалению, вновь забивших до отказа и неистово поддерживающих своих любимцев болельщиков, ничего. Скариоло, обычно ищущий повод "взорваться" на стороне, на сей раз в середине третьей четверти не выдержал и набросился на своих. Причём не просто набросился, а кричал так же громко, как и на судей второго московского поединка – его подопечные сидели с опустошёнными лицами и даже не пытались возражать. Днём ранее ЦСКА позволил жёлто-синим вернуться в игру, посчитав при "+15", дело сделанным, в четвёртом поединке армейцы уже к исходу первого десятиминутного отрезка вели с той же самой разницей и, судя по дальнейшему развитию событий на площадке, останавливаться не собирались.
"После вчерашнего поражения вся команда разозлилась не на шутку, - говорит капитан армейцев Матьяж Смодиш, присев на скамейку в раздевалке после глотка шампанского из Кубка. – Мы хотели выйти сегодня на площадку и показать всем, как умеем играть в баскетбол. Вчера у нас не всё получалось – где-то сами оказались виноваты, где-то "Химки" хорошо сыграли, потом ещё эта непонятая концовка была. Но мы были уверены в своих силах, что и продемонстрировали сегодня на площадке. Вообще должен заметить, что эта финальная серия была, самой сложной из всех тех, в которых мы принимали участие. Что будет в следующем году с ЦСКА, думаю, вам никто не сможет сейчас сказать, возможно, с кем-то мы увидимся в ближайшие дни в последний раз. Одно могу сказать вам с уверенностью – каждый игрок независимо от того, сколько он проводил времени на площадке причастен к этому титулу и достижениям ЦСКА в нынешнем сезоне".
Почти все чемпионские раздевалки похожи друг на друга – в моменты торжества в воздухе перемешиваются запахи пота и шампанского, с усталых лиц главных участников событий не сходят улыбки, а с уст – анекдоты и шутки, безусловно, рассчитанные на включённые диктофоны и телекамеры. Протолкнуться в них обычно очень сложно, так как желающих прикоснуться к счастью, пускай и чужому, всегда предостаточно. Всё это было вечером 25 мая и у ЦСКА, даже сигару мира баскетболисты выкурили вместе с персоналом команды и журналистам ни раз предлагали, однако, как в известной рекламе шоколадных конфет, чувствовалось, что радость была не полной. Не все подобно Андрею Ватутину прыгали, обливались шампанским и чересчур эмоционально реагировали на всё происходящее вокруг. Кстати, генерального директора одного из лучших (если не лучшего) клубов Европы можно было понять – у него было не так много поводов для проявления радости в отличие от игроков, да и статус не всегда позволял.
Главный тренер машины-убийцы Этторе Мессина скромно стоял у входа в раздевалку и с какой-то тоской смотрел на лёгкую вакханалию, творившуюся внутри. Он не мешал игрокам и окружившим их журналистам наслаждаться редкими моментами вседозволенности. О чём думал в этот момент итальянец предположить было сложно. "Было бы здорово, если бы он никуда не уходил", - словно читая мои мысли, произнёс вслух коллега, кивнув в сторону наставника ЦСКА. "Это точно, - ответил я и, взглянув на улыбавшегося Холдена, добавил – И не только он". Задуматься мне не дал Траджан Лэнгдон, похлопав меня по плечу он произнёс коронную чемпионскую фразу, традиционно доносящуюся из динамиков на стадионах и аренах всего мира во время звучания незабвенной мелодии группы Queen: "We are the champions, my friend!".
P.S. Как обычно не обошлось в российской бочке мёда без ложки дёгтя. Хозяева дворца и ответственные за церемонию награждения люди, так и не удосужились по-человечески поздравить ЦСКА – уделив около десяти минут своим любимцам и пропев им здравицы по случаю завоевания серебра под соответствующее музыкальное оформление, они посчитали свою миссию выполненной и даже не поставили для шестнадцатикратных чемпионов страны соответствующую моменту мелодию. В итоге, если не считать скандировавшего фамилии игроков своего клуба гостевого сектора болельщиков, награждение прошло в тишине. А минут через пять на площадке по одному известному хозяевам расписанию погас и свет, - электроэнергию во времена кризиса нужно всё-таки экономить.