Главный тренер ЦСКА Зико в последнее время стал одной из центральных фигур российского чемпионата. Во-первых, при нем армейцы впервые за два с половиной года вышли на первую строчку турнирной таблицы (после воскресной игры с «Кубанью», правда, вновь уступили ее «Рубину»). Во-вторых, четкая и непримиримая позиция по отношению к некрасивому поступку со стороны фанатов «Динамо» в отношении Муссы Маазу добавила бразильцу серьезный вес в болельщицкой среде. В-третьих, в последних матчах все более ярко стал проявляться его тренерский менталитет. Обо всем этом Зико поведал корреспонденту «Спорта».
Спешка — враг совершенства
— Скоро будет уже полгода, как вы работаете в ЦСКА. Что с тех пор изменилось?
— Прежде всего изменились условия работы, чему я особенно рад. Когда я только приехал, было холодно и нам не всегда удавалось тренироваться так, как нам того хотелось. К примеру, приходилось частенько прибегать к занятиям на искусственном газоне, что не могло радовать, ведь у некоторых игроков из-за этого были небольшие проблемы. Мне, к сожалению, из-за холода приходилось иногда откладывать, переносить занятия. Так что начало моей работы пришлось на непростые условия. Сейчас все изменилось к лучшему.
— Изменился ли за это время сам Зико?
— Я? Если мы говорим о тренерском менталитете, то, конечно, нет. Хотя, безусловно, за это время я очень хорошо изучил игроков. Изменилась сама команда, ведь все ребята набрали хорошую физическую форму. Можно только представить себе, на что способен сильный игрок, который находится в идеальной функциональной и физической готовности. К тому же ребята стали понимать, чего именно я от них хочу во время матчей и тренировок.
— Можно сказать, что футболисты ЦСКА уже полностью понимают вас, ваши требования, вашу футбольную философию? Или все-таки есть еще какие-то моменты?
— Никаких проблем нет — ребята меня понимают, но если возникают какие-то тонкие моменты, то мы вместе с переводчиком проводим персональные беседы с отдельными игроками. Но в общем все очень хорошо. К тому же перед тем, как, к примеру, дать установку на игру, мы отрабатываем определенные элементы на тренировках, повторяем их. Я стараюсь все, что хочу увидеть на поле в официальном матче, отработать на занятиях, чтобы не возникало лишних вопросов и все было четко усвоено.
— Многие замечают, что ЦСКА стал более спокойной командой. Даже проигрывая по ходу встречи, игроки не рвутся сломя голову к воротам соперника, чтобы моментально отквитаться, но продолжают играть в свою игру и добиваются очень часто успеха. К примеру, в матчах с «Крыльями Советов» и «Динамо».
— Это правда, и мне это очень нравится. Я повторяю ребятам, что у нас есть 90 минут для того, чтобы забить и выиграть. При этом нужно понимать, что выиграть все матчи тоже вряд ли возможно. И все равно, конечно, некоторая спешка в действиях игроков еще присутствует, а ведь это заставляет допускать больше ошибок — и в нападении, и, что самое неприятное, в защите. В Бразилии есть такая поговорка: «Спешка — враг совершенства». Все нужно делать спокойно и уверенно. Тогда не будет такого количества ошибок в передачах, не будет теряться мяч в простых ситуациях. Именно это я и стараюсь донести до своих игроков. Ведь если у нас есть возможность забить мяч через минуту, зачем нестись к воротам, не замечая ничего вокруг и допуская ошибки, чтобы сделать это через 10 секунд… Хотя, если появляется шанс поразить ворота через пять секунд, его тоже нужно использовать. Грань тонка, но важно одно: любое действие нужно стараться довести до совершенства.
В футболе не может быть незаменимых
— Через несколько недель в чемпионате России будет пауза и соответственно период дозаявок. Стоит ли ждать покупок от ЦСКА?
— Команда, которая хочет чего-то добиться в Лиге чемпионов, обязана иметь сильный состав. ЦСКА этого хочет. Надеюсь, нам удастся не потерять наших сильнейших игроков и пригласить нескольких новичков, чтобы усилить команду и помочь ей выступать успешно на нескольких фронтах.
— На какие позиции вы хотели бы взять игроков?
— Во-первых, для начала нужно знать, останутся ли все игроки в ЦСКА. Если уйдут один или два футболиста, нужно будет искать им замену моментально. Есть у нас проблема с правым флангом обороны. На эту позицию у нас есть Чиди и Шемберас, который и играет сейчас. На мой взгляд, нам нужно прикупить еще одного правого защитника. Есть небольшой пробел в центре поля, куда нам необходим игрок, чтобы в том числе создать конкуренцию. У нас не так много футболистов, которые могут сыграть центрального полузащитника. В любом случае нужно еще немного подождать и следить за ситуацией. Думаю, в июне будет уже ясно, кто уходит и кто остается. Пока же слухи отправляют нескольких наших футболистов в другие команды, о чем я, признаюсь, ничего не знаю.
— Но вы готовы к тому, что несколько лидеров ЦСКА могут покинуть команду уже этим летом?
— Я работаю с теми футболистами, что у меня сейчас есть. Ни президент клуба, ни спортивный директор не говорили мне о том, что кто-то из команды уходит. Слухи-слухами, но пока все на месте.
— Алексей Березуцкий, игравший постоянно при предыдущем тренере ЦСКА Валерии Газзаеве, оказывается на скамейке запасных.
Георгий Щенников дисквалификацию отбыл, но вы продолжаете ставить на левый фланг обороны Эркина Джанера. Выходит, для Зико не существует понятия «незаменимый игрок»?
— Нет. Я уверен, что в футболе не может быть незаменимых игроков. Мне кажется, во всем должна быть справедливость. Если у игрока появляется возможность сыграть, и он делает это отлично, то я не вижу причин, почему в следующем матче он не должен вновь оказаться в стартовом составе. Вот Джанер. Очень долгое время он был вне игры, но, когда Щенников заработал дисквалификацию, вышел на поле и проявил себя хорошо. Естественно, он и продолжил играть дальше. Или Шемберас. Дейвидас — игрок центра поля, он делал все отлично, но тут заработал дисквалификацию, вместо него вышел Алдонин и опять же был превосходен. Теперь у Шембераса появился шанс проявить себя на другой позиции — на правом фланге обороны, и пока он этот шанс использует по максимуму и играет. Давайте пойдем дальше. Карвалью набрал неплохую форму и после травмы Дзагоева получил возможность показать себя во всей красе, что он и сделал. Или Маазу, который сидел на скамейке и жаждал ринуться в бой. Пожалуйста — есть место на правом фланге полузащиты, которое освободилось после того, как Красич получил травму, — покажи себя. И он действовал отлично. Теперь, когда Милош и Алан вернулись в строй, им придется быть на скамейке и ждать своего шанса, как дождались его Даниэл и Маазу. Я всегда за справедливость. Я могу допускать ошибки, я могу ничего не понимать в футболе, но я всегда считал себя справедливым человеком.
Это’О, Балотелли, теперь — Маазу
— Заговорили мы о Маазу. Не могу не спросить вас о той ситуации в матче с «Динамо».
— Считаю, что в современном-то мире эта ситуация просто абсурдная. Я категорически против любых предрассудков и дискриминации. Маазу был на поле и делал свою работу, и то, как обращались с ним болельщики, просто недопустимо. ФИФА и УЕФА делают все возможное, чтобы искоренить расизм в футболе. Недавно был такой прецедент в Италии, связанный с Балотелли, до этого — в Испании с Это’О. Теперь — Маазу. Болельщики не имеют права приходить на стадион и вести себя так, как делали это фанаты «Динамо». Я с нетерпением жду наказания со стороны Федерации футбола России. Такие вещи в современном футболе недопустимы.
— Но вообще наказание уже есть — КДК оштрафовал «Динамо» на сто тысяч рублей, или три тысячи долларов.
— Это очень мало. Таким образом проблему не решить никогда.
— Вы ведь много работал за границей — в Японии, Турции, Узбекистане. Сталкивались с похожими случаями?
— Никогда. Даже в Бразилии такого не было. В первый раз, когда я оказался рядом, прямо в гуще события, именно этот случай. Конечно, об этом говорят, рассуждают, стараются не скрывать. Но чтобы вот так — идет матч, в котором я принимаю самое непосредственное участие, и вдруг болельщики одной из команд начинают ухать, кричать и вести себя подобным образом… Это первый случай за 40 лет моей футбольной карьеры. Именно поэтому я был настолько шокирован и зол.
— Можете рассказать об этом самом звонке президенту УЕФА Мишелю Платини?
— Я в отличных отношениях с ним и его помощником, которого знаю уже много-много лет. К сожалению, до Мишеля дозвониться не удалось, но, как потом сказал мне его правая рука, это было и необязательно. Я рассказал ему все об этом инциденте. Но он мне сообщил, что, так как ФИФА и УЕФА дают полную автономию местным федерациям, именно последние должны принимать локальные решения. Случай с Маазу оказался таким. Но он заверил меня, что, если бы это была игра в еврокубках, УЕФА бы запретил «Динамо» играть на этом стадионе как минимум три следующих матча. Это минимальное наказание. Но международные органы стараются не вмешиваться в дела федераций разных стран.
— На ваш взгляд, каким должно быть наказание за такие проступки — штраф, дисквалификация?
— Сами понимаете, очень часто клуб не имеет никакого отношения к этим выходкам. Но вот когда есть рецидив — это уже другое дело. В таком случае стадион и болельщики должны быть наказаны штрафом и дисквалификацией. Клуб же обязан вмешаться в эту ситуация и активно проработать со своими фанатами этот момент. И если и после этого ничего не меняется, санкции должны быть уже напрямую к клубу.
— Слышали что-нибудь о реакции болельщиков других команд, особенно, конечно, ЦСКА, на вашу активную позицию в этом вопросе?
— Нет, ничего не знаю.
— В Интернете многие писали о том, что вы мужественный человек, решивший не отмалчиваться, а всеми силами вмешаться и повлиять на решение проблемы, которая в России уже назрела очень давно. Говорят даже, что хотя бы ради этого вас уже стоило приглашать.
— Знаете, я в футболе уже много лет. И всегда с уважением относился не только к тем, кто выходит на поле, или к тренерам, но и к болельщикам, и журналистам, которые приходят на стадионы, чтобы увидеть настоящий спектакль. Никто не хочет идти на футбольный матч, чтобы его там оскорбляли. Сами представьте, игрок целую неделю готовился к игре и вот он выходит на поле, а в его адрес несется такое. Для меня не важно, произошло ли это в России, Японии или Узбекистане. Я стал свидетелем этого и обязан донести до всех свою точку зрения. Считаю, так поступать должен любой человек.
Должны быть всегда в тройке
— В предстоящие выходные ЦСКА встретится с «Рубином» в финале Кубка России. Для вас это будет возможность завоевать второй трофей в России.
— Считаю, что играть в финале любого турнира — это почетно. Команды сделали многое, чтобы дойти до него, теперь им остается лишь выявить сильнейшего.
— После предпоследнего тура ЦСКА впервые за два с половиной года оказался на первой строчке турнирной таблицы. Насколько этот факт был важен для команды?
— Невероятно важно. ЦСКА начинает участвовать в чемпионате с одной-единственной задачей: завоевать золотые медали. Чтобы претендовать на это, по ходу сезона команда должна всегда находиться в тройке первых. Естественно, мы будем работать над тем, чтобы вернуться на первую строчку и с нее уже не сходить.
— Первоначально финал Кубка должен был пройти на стадионе «Локомотив». ЦСКА попросил перенести его в «Лужники», «Рубин» — в Казань. В итоге же было принято решение, что матч пройдет в Химках. Как отнеслись к этой неразберихе?
— Для меня самое важное — красивый стадион с отличными условиями для проведения матча. Главное же — поле. «Локомотив» был нейтральным стадионом, поэтому первоначально и было принято решение играть на нем. «Лужники»… там искусственное покрытие, и лично мне это очень не нравится. Не знаю, какая ситуация с этим в Казани, поскольку там играть мне еще не приходилось. В Химках же поле превосходного качества, в чем мы имели уже возможность убедиться, а для меня это является главным условием.