Зимой ЦСКА вернул «Роме» Сейду Думбия из аренды, зато в составе появились Сергей Ткачев, Роман Широков и Аарон Оланаре, чей переход – дело практически решенное. «Соккер.ру» раскладывает пасьянс Слуцкого, у которого впервые за долгое время появилась свобода маневра.
По своим меркам ЦСКА был просто сверхактивен в зимнее трансферное окно, и даже несколько удивительно, что армейцы не просто решили задачу-минимум по приглашению нападающего на смену Думбия, но и подписали парочку полузащитников, в которых вроде бы не было особенной нужды – опять же, согласно аскетическим канонам клуба Гинера. Что это – сиюминутно сложившиеся обстоятельства или начало подготовки к будущему сезону, руководимой осознанием того, что обойма нуждается в расширении? Все-таки три сезона подряд ЦСКА занимает четвертые места в групповых раундах Лиги чемпионов и функционально сбавляет к концу года, это должно было заставить переосмыслить некоторые вещи. Например, тот факт, что оборона далеко не молодая и не резвая, поэтому, как только начинается спад у игроков средней линии, на чью долю выпадает высокая нагрузка в виду ограниченности состава, начинают «сыпаться» редуты, оказывающиеся весьма уязвимыми без подвижного и прессингующего щита полузащиты.
Вряд ли армейцы будут испытывать усталость весной, поэтому скорее стоит вести речь об эксперименте другого порядка. Слуцкий ведь привык работать с обоймой из 14-15 игроков, а если у тебя 20 футболистов, готовых выходить в основном составе – это уже новый опыт. Принципы ротации нужно изучать на практике и подстраивать под индивидуальные особенности футболистов, это же не банальная перестановка наперстков, а вполне себе узкопрофильное искусство внутри футбола. Леонид Викторович должен своими руками и внутри своей команды «порулить» разбухшим составом, на основе чего выработать стратегическую схему взаимозаменяемости. Кроме того, ЦСКА очень не хотелось бы упускать чемпионство, поэтому появление новых футболистов – это еще и подстраховка на случай травм или каких-то личных «затмений». Да и команда становится более вариативной, ведь армейцев знают вдоль и поперек, и пусть это зачастую не мешает москвичам побеждать, Слуцкий понимает, что соперников иногда нужно удивлять, за изменениями скрывается прогресс.
Самый главный вопрос, которым сейчас задаются: а не будут ли мешать Роман Еременко и его тезка Широков друг другу? Футболисты действительно схожих амплуа, привыкшие брать на себя диспетчерские функции в комбинационной игре. Широков, к примеру, не спелся с Поповым в «Спартаке», хотя там, на мой взгляд, дело еще и в несогласовании ритмов: Ивелин резче и привычный к движению, а Роман любит сочинять шедевры, стоя на месте. Возможно, с Еременко будет проще скооперироваться еще и по той причине, что финский полузащитник – знатный универсал, который в киевском «Динамо» даже на фланге обороны действовал, то есть для Романа не станет проблемой отдать часть функций и взять на себя другую работу. Имеет право на жизнь и вариант, который обкатывает Слуцкий на тренировках: Еременко исполняет роль левого инсайда, Дзагоев – правого, а Широков располагается по центру. При такой расстановке в опорной зоне сыграют Натхо и Вернблум, а ведь еще и Тошич остался за пределами этого импровизированного состава. Оттянув Алана вместо Бибраса в центр поля, можно освободить место для Зорана.
Думается мне, Натхо по весне превратится в первого запасного, ведь израильский хавбек может сыграть в обеих средних линиях – и ближе к атаке, и ближе к обороне. Хотя Еременко не уверен, что успеет набрать оптимальную форму к первым весенним турам, в таком случае Натхо будет составлять компанию Вернблуму, а Дзагоев действовать в тройке, находящейся за спиной у форварда. Говоря о нападающем, нужно думать, что первым номером на этой позиции выступит Муса, а габаритный Оланаре останется на подхвате. Есть еще Страндберг, но не стоит исключать, что Карлос снова отправится в аренду, хотя Слуцкий может столкнуть их лбами с Аараном, и тот, кто выиграет дуэль, останется в обойме на будущий сезон. Допустим, «идеальный» состав ЦСКА на весну будет выглядеть так: Акинфеев – Фернандес, Василий Березуцкий, Игнашевич, Щенников – Дзагоев, Вернблум – Тошич, Широков, Еременко – Муса.
И если раньше у армейцев, по сути, была железная основа и все остальные, то оцените простор для ротации теперь. В центре обороны курс на взаимозаменяемость был взят со старта сезона, поэтому Алексей Березуцкий продолжит играть поочередно со своими коллегами, а то и чаще – брату понадобится время, чтобы обрести кондиции. Набабкин может закрыть оба фланга в обороне при случае, а в центре поля настоящая идиллия: Цауня, Натхо, Миланов, Панченко, Ткачев фактически составляют вторую ударную волну, то есть при потере кого-то из лидеров уже не придется хвататься за голову – «подоснова» выглядит достаточно серьезно. То же самое в атаке, где у Мусы есть сменщики. Но есть и проблема, которую ставит приход Широкова и Ткачева: закрывается дорога на футбольное поле молодежи, тому же Александру Головину, например. По большому счету, ЦСКА, не имеющему второй команды во второй лиге или ФНЛ, следует если не зимой, то летом отправить Головина в аренду. Во всем остальном стремление расширить игровую обойму – верный шаг, о котором говорим уже не первый год применительно к армейскому клубу.