К огорчению недругов Игоря Акинфеева, он нынешней зимой совсем не пропускает. К сожалению друзей, и не играет совсем.
Консервативное восстановление
Воскресный спарринг с норвежским клубом «Сарпсборг-08» (3:1) стал для армейцев в это межсезонье уже восьмым. А сбор сейчас идёт третий – он где-то у середины своей дистанции. Капитана ЦСКА в воротах пока не видели ни разу: по четыре полных матча отыграли его дублёры Сергей Чепчугов и Илья Помазун.
Зимний режим Игоря Акинфеева ПФК ЦСКА объяснил плановой комплексной терапией коленного сустава. Того самого, который, стоит напомнить, перенёс две травмы крестообразных связок – в 2007 и 2011 годах. Позже сам Игорь немного обновил терминологический ряд, назвав комплекс процедур, которые он в январе прошёл в Германии, консервативным восстановлением. По окончании первой после возвращения тренировки он дал такие пояснения.
– Когда человек переносит две тяжёлые травмы, любое начало или возобновление сезона должно проходить планово. У кого-то реабилитация происходит быстрее, у кого-то медленнее. В моём случае мы вместе с руководством, тренерским штабом обговорили все детали, причём общаться пришлось дважды, сначала ещё с Леонидом Викторовичем, а потом с Виктором Михайловичем (улыбается). К счастью, оба они люди в высшей степени профессиональные, тонко чувствующие каждого игрока. Отталкиваясь от состояния колена, мы вместе приняли решение, что я начну зимнюю подготовку в Германии. Там была специфическая работа — стабилизация, другие упражнения, которые невозможно делать в обычном тренажёрном зале или фитнес-центре. У Хельмута Хоффмана, реабилитолога, под руководством которого я восстанавливался, есть специальные станки, другие аппараты, которые помогают привести ногу в тонус. Даже сейчас, по первой тренировке, я уже почувствовал, что это был правильный шаг.
Спорная плановость
Во всей этой истории заслуживает внимания один нюанс. И клуб, и сам Игорь пытаются представить нынешний визит к докторам обычным делом, не заслуживающим особых переживаний, – для того в оборот введено слово «плановый». Между тем налицо пара обстоятельств, которые заставляют сомневаться в такой трактовке.
Во-первых, Игорь рассказывает, как о визите к реабилитологу ему пришлось договариваться с тренерами – сначала ещё со Слуцким, а потом и с Гончаренко. Вообще-то обо всех по-настоящему плановых вещах главные тренеры всегда в курсе, потому что именно они все планы собственно и составляют. Да и уже по ходу дела на вопросы о сроках возвращения первого номера Гончаренко отвечал без твёрдости в голосе («На следующем сборе ждём, что из лазарета вернётся Акинфеев») – когда всё идёт по плану, интонации обычно звучат другие.
Во-вторых, после второго разрыва крестов Игорь вернулся на поле в апреле 2012 года. То есть с тех пор нынешний январь уже пятый, когда он выходит из отпуска. Но в прежние годы ни разу таких «плановых», как сейчас, процедур в жизни Акинфеева не было. Вот как разница выглядит на языке статистики. В 2013-м Игорь сыграл в 8-ми зимних спаррингах из 10-ти, которые провела команда. В 2014-м – в 4-х из 8-ми. В 2015 и 2016-м – в 5-ти из 9-ми. Сейчас же, стоит повторить, на его счету ноль контрольных матчей, тогда как команда провела их уже 8.
И ещё для лучшего понимания темы несколько дат. ЦСКА в этом году вышел из отпуска 10 января. Акинфеев в расположении команды появился 26 января. Сначала работал отдельно, а к общей группе присоединился лишь 13 февраля. То есть его отставание от партнёров – месяц.
В общем, убедительного подтверждения правдой жизни версия плановости не получает. Судя по всему, прошлый год выявил в состоянии дважды прооперированного левого колена некие проблемы, которые и пришлось сейчас устранять. Дай бог, чтобы визит в Германию не оказался напрасным и Игорь вернулся на поле.
По большому счёту он пока никуда не опоздал. До дня стартового матча весны с «Зенитом» (4 марта) ещё почти две недели, по ходу которых у ЦСКА запланированы спарринги с «Уфой» и норвежским клубом «Буде Глимт» (22 и 25 февраля). Имея в виду опыт Акинфеева, этого времени и этих игр вратарю вполне может хватить. Вопрос в том, каково на самом деле сегодня состояние его здоровья.
Вариант Б
Потому на всякий случай армейскому люду сейчас приходится посматривать, как там Чепчугов с Помазуном. В целом нормально. Хотя даже четыре матча, которые каждый из них отыграл нынешней зимой, едва ли могут дать объективную картину готовности к званию первого номера.
С одной стороны, за каждого из дублёров впечатляющая статистика: лишь по одному пропущенному мячу в четырёх играх. В их пользу и ряд эффектных эпизодов, когда им приходилось спасать команду.
С другой стороны, индекс надёжности переоценивать не стоит: всё-таки соперниками ЦСКА были преимущественно команды, значительно уступающие в классе. И к тому же контрольные матчи отличаются от официальных уровнем ответственности, а потому в полной мере имитировать их не могут. Для вратаря психологическая устойчивость значит особенно много, и именно в этой части, как считается, Акинфеев превосходит всех своих конкурентов – причём не только в клубе.
Вместе с тем мы должны держать в уме одну особенность тренерской жизни Виктора Гончаренко. Для него, в отличие от современного ЦСКА, замена вратаря – дело обычное. Обстоятельства нередко заставляли тренера менять голкипера, и он делал это спокойно, без особой потери качества. Так, был момент, когда его БАТЭ каждый год играл в Лиге чемпионов с новым кипером: вместо Веремко появлялся Гутор, вместо Гутора – Горбунов. В его «Урале» место Жевнова преспокойно занимал Арапов. В нынешней «Уфе» по очереди играли Шелия и Лунёв. Так что к неприятному сценарию, если ему сейчас суждено случиться, Гончаренко наверняка внутренне готов.
А нам пока стоит дождаться среды, когда ЦСКА проведёт следующий спарринг, с «Уфой». Главный тренер обещает, что впервые этой зимой мы увидим Акинфеева в деле.