Сербский футбольный агент Деян Йоксимович не понаслышке знает, что такое российский футбол. Sports.ru узнал у Йоксимовича, как балканским легионерам живется в России, кем из сербов может усилиться московский «Спартак», почему Бранислав Иванович передумал уходить из «Челси» и в чье поле зрения попал главный тренер «Москвы» Миодраг Божович.
– Открылось трансферное окно в Европе, через месяц откроется оно и в России. Как вы считаете, на какой рынок в первую очередь будут обращать внимание российские клубы и какое место в этой иерархии может занять рынок балканский?
– Богатые российские команды способны приобретать игроков по всему миру, хотя, конечно сильные игроки будут ждать предложений от клубов из Западной Европы. А середняки чемпионата России сосредоточатся на африканском и восточноевропейском рынках, в меньшей степени, южноамериканском. Последние 7-8 лет игроки с Балкан хорошо играют в России. Адаптация проходит быстро, ведь у нас схожие языки и менталитет. И балканские футболисты стараются задержаться в России, им здесь нравится. У южноамериканцев и африканцев цели иные: они рассматривают Россию лишь как трамплин на пути в Европу.
– А кто вообще сейчас в России заинтересован в игроках из бывшей Югославии? Раньше югославы приезжали в ведущие российские клубы, нынешняя тенденция такова, что чаще они оказываются в клубах-середняках.
– Я бы не стал называть это тенденцией. Просто игроки очень высокого уровня не хотят играть в России, а игроки ниже классом, в свою очередь, не подходят российским грандам. «Локомотиву», ЦСКА, «Спартаку» нужны футболисты, которые будут играть сразу. Среди сербов большинство футболистов высокого класса уже играют в сильных командах, и им уже не хочется ехать в Россию.
– Какой же выход можно найти из сложившейся ситуации?
– Выход есть – покупать молодых перспективных игроков и доводить их до основного состава. Но тут другая проблема возникает – за дубль могут играть только три иностранца.
– Молодой защитник «Локомотива» Милан Миланович – исключение?
– Это очень перспективный парень, он играет за сербскую молодежку. Он не отличается высокой скоростью, зато он очень высокий и на втором этаже чувствует себя хозяином. Я думаю, у него большое будущее.
– В былые времена в ЦСКА приходили Рахимич, Олич, Красич и становились игроками основы. Теперь приходят поляки, чехи и сидят на скамейке запасных. В чем причина?
– ЦСКА покупал последние 3-4 года очень много игроков, но ни один не заиграл, потому что у армейцев и без того очень сильный состав, и новичкам было очень сложно пробиться в основу. Сейчас, если покупать игрока еще не совсем готового к основе, он будет мучаться, пробиваясь в стартовый состав, потому что уже есть игроки, уровень которых выше. И поляк Янчик, и чех Нецид – все они хорошие игроки, их хотят видеть у себя многие клубы, но все зависит от программы развития команды.
– Как в Сербии обстоят дела с молодыми футболистами?
– Молодежь у нас сейчас очень сильная. Сербские команды различных возрастов принимают участие практически во всех последних международных соревнованиях среди молодежных сборных. Такими результатами не могут похвастаться другие страны Восточной Европы. У нас очень много талантливых парней, но возникает проблема, что им делать после 18 лет, потому что условия для дальнейшего роста в Сербии плохие. Экономическая ситуация в стране сложная, лишь 2-3 команды могут предложить нормальные контракты. Лига слабая, болельщиков мало. В большинстве команд нет классных футболистов, за которыми могли бы тянуться молодые – как в том же ЦСКА.
– То есть сербскому игроку, чтобы сделать хорошую карьеру, нужно лет в 20 уже уезжать за границу?
– Да, у нас практически все хорошие футболисты так делают, если только они не играют в «Црвене Звезде» или в «Партизане». В остальных клубах бюджеты очень низкие. К примеру, в командах, борющихся за место в Лиге Европы, бюджет составляет около 2 миллионов евро.
– Вернемся к ЦСКА. В последних матчах Милош Красич потерял место в стартовом составе. Действительно Маазу сильнее основного футболиста сборной Сербии или же Зико вынужден выпускать на поле свою дорогостоящую покупку?
– Я считаю, на этой позиции Маазу не сильнее Красича – тем более что африканец, скорее, нападающий. Сказалась усталость Милоша, которая накопилась после игр за сборную. В них он очень хорошо проявил себя. Ему нужна была небольшая пауза, и этим воспользовался африканец. Проведя несколько удачных игр, он завоевал место в основном составе. За Красича говорит тот факт, что им уже несколько лет интересуются серьезные европейские команды. Он прогрессирует каждый год, и его потенциала хватит для того, чтобы заиграть в большом европейском клубе.
– Милош сильно переживает из-за непопадания в стартовый состав?
– Да, Милошу, конечно, обидно, он мне говорил об этом. Я тоже удивлен, что он не играет, но уверен, что это временное явление.
– А кого вы считаете сильнейшим легионером в чемпионате России?
– Здесь все зависит от того, кто какие позиции больше любит. Мне больше импонируют нападающие и плеймейкеры. Мне в ЦСКА Вагнер Лав очень нравится, в «Спартаке» Веллитон. Если он перейдет в европейский клуб, там он сможет сыграть еще сильнее. В «Рубине» хороши Ансальди и Домингес. Российская лига становится очень серьезной. В рейтингах и ФИФА, и УЕФА Россия поднимается все выше и выше. Это говорит о том, что клубы начали серьезно работать во всех направлениях, и дальше, уверен, Россия будет еще сильнее.
– Кому сейчас, по вашему мнению, больше всего нужно усиление состава?
– Я с 1995 года внимательно слежу за российским футболом. И могу сказать, что в последние годы клубы научились делать грамотные покупки, а не просто выбрасывать сумасшедшие деньги. «Динамо» и ЦСКА нужно купить по два футболиста именно под Лигу чемпионов. То же самое касается «Рубина». «Спартак» и «Локомотив» должны обязательно усиливаться, чтобы вернуть себе утраченные позиции. В этом плане Россия на правильном пути, как и Украина. Но я должен сказать, что нужно обязательно строить свои школы и воспитывать собственные кадры. Чтобы, как и в советские времена, у каждой команды всегда было очень много собственных талантливых игроков.
– Бразильцы и игроки из бывшей Югославии – две самые популярные легионерские нации в России. На ваш взгляд, в чем югославы могут превосходить бразильцев?
– Югославы быстрее привыкают к России. У нас тоже есть снег, лед. Еда, люди, язык – все это похоже. Сербы учат русский за 2-3 месяца, бразильцам нужен год. Наши народы очень близки друг другу. Бразильцы стремятся уехать из России в Европу, а югославы готовы играть в одной команде по 5-6 лет.
– Ваш прогноз: в ближайшие годы численность балканских футболистов в чемпионате России может увеличиться?
– Сейчас основная проблема – это лимит на легионеров. Мне кажется, что все игроки из бывшего Советского союза не должны считаться легионерами. Ведь на Западе игроки стран Евросоюза таковыми не считаются. Кроме того, в Испании сейчас африканцы не попадают под лимит, а русские, сербы попадают. Это странно. Наши игроки любят Россию. Они смотрят на тех, кто уже поиграл в России, видят, что те хорошо здесь живут, и сами тоже хотят играть в России. Я думаю, количество югославов в российском чемпионате в ближайшие годы останется на прежнем уровне.