Неофициальный сайт ПФК ЦСКА Москва
Следующий матч
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба Чемпионат России
16 тур
25 Ноября 2023
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба
Предыдущий результат
Факел Воронеж 1
ЦСКА Москва 1
Голы забивали
Давила (10);
Божин (93);

Логин:

Пароль:

Запомнить?
Наши медиа-ресурсы в Сети. Добавляйте себе в закладки
Сайт болельщиков ЦСКА - Группа ВКонтакте! RSS Лента новостей про ПФК ЦСКА Яндекс Виджет ЦСКА

новости ПФК ЦСКА Москва и сайта

Свежие новости ЦСКА Футбол // Баскетбол // Хоккей // Новости сайта // Сборные // Экс Армейцы // Новости оф.сайта // Слухи // Разное // Видео и фото в новостях

ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

Обозреватель "СЭ" размышляет о том, как финансовый кризис сказывается на жизни клубов премьер-лиги.
  • Футбол

  • 5      1945     

Обозреватель "СЭ" размышляет о том, как финансовый кризис сказывается на жизни клубов премьер-лиги.

Игорь РАБИНЕР

Говорят, дней десять назад в канцелярию Барака Обамы поступило письмо из города Финикс. Губернатор штата Аризона, ранее в любви к хоккею не замеченный, слезно просил президента США посодействовать в оказании финансовой помощи загибающемуся клубу НХЛ "Финикс Койотс". Дескать, аризонские индейцы любят забаву с шайбой без памяти, а если их ее лишить, они окончательно вымрут. Обама, лишь мельком взглянув на письмо и не успев на него ответить, вылетел в Москву на переговоры с российским президентом Медведевым - а весь Финикс, отправившись на митинг в защиту любимого клуба, стал с нетерпением и страхом ждать президентского вердикта. Где он все-таки поставит державную запятую в предложении "казнить нельзя помиловать"?

Читатель, конечно же, уже понял, что вся эта история про Обаму - вымысел. В Америке и Европе ситуации, при которой профессиональный спортивный клуб (то есть коммерческая организация, выступающая в коммерческой лиге) прибегает к помощи главы государства, чтобы не обанкротиться, быть просто не может. В России же это в порядке вещей. По одной простой причине: профессиональный футбол да и хоккей в нашей стране многими рассматриваются не как формы бизнеса, а как социальный проект. Как форма отвлечения населения от бытовых неурядиц, искусственная инъекция радости и эмоций на фоне серости будней. А раз проект социальный - значит, и государство, и его глава тут, что называется, при делах. Почему бы не ударить ему челом?

Возьмем, к примеру, "Томь", о проблемах которой сейчас много говорят. Очевидно, что в Томске действуют абсолютно в рамках такого вот специфически российского понимания спорта и его роли. Ничего удивительного: львиная доля клубов в России финансируется из местных бюджетов или компаниями, принадлежащими государству (прекрасно понимаю Валерия Непомнящего, на днях сказавшего мне: "Для меня не совсем понятно, чем мы принципиально отличаемся, скажем, от "Зенита").

Вполне вероятно, мольбы "Томи" о помощи, адресованные непосредственно президенту России, будут услышаны и какую-нибудь нефтяную компанию вежливо, но настойчиво попросят помочь клубу. В Томске вздохнут с облегчением, но беда тут вот в чем: такая развязка явится не каким-то вопиющим исключением, а логическим продолжением всего того, что происходит в нашем футболе и вокруг него.

Президент ЦСКА Евгений Гинер, с которым я побеседовал, придерживается по этому вопросу жесткой позиции:



- Кризис начался еще в прошлом году. Поэтому полагаю, что у клубов было время правильно оценить свое положение на этот год. Когда в той же "Томи" начали понимать (а процесс это был явно не мгновенный), что назревает серьезная проблема, надо было нескольких игроков продать, выручить за них определенные деньги, покрыть за их счет долги и уравновесить клубный бюджет. Но там предпочли пойти по другому пути, рассчитывая, что письмо к президенту страны восстановит статус-кво.

Считаю, что обращаться по таким вопросам к главе государства в корне неправильно. Государство должно помогать пенсионерам и другим нуждающимся людям. Да, футбол - социальное явление. Но, допустим, в Хабаровске оно точно такое же социальное, как и в Томске. Нужно просто соизмерять свои возможности. Нет их - играйте в первом дивизионе, формируйте бюджет не в 25, а в 8 - 10 миллионов долларов, что существенно проще. Как говорится, по одежке протягивай ножки. Не вижу, кстати, в томской проблеме ничего связанного с финансовым кризисом, на который у нас сейчас все любят ссылаться. Подобные вещи происходят в нашем футболе из года в год.

К словам Гинера добавлю: происходят в первую очередь потому, что многие клубы привыкли сидеть на шее у государства, а государство установило такие правила игры, при которых это сидение все воспринимают как должное. И пока с такой практикой не покончат, клубы будут зависеть от благосклонности губернаторов и мэров.

Гинер: - Вне зависимости от того, кризис на дворе или процветание, убежден, что клубы должны быть частными. Возможно, что какой-то небольшой процент акций может принадлежать области или городу, но не более. Не существует клуба мэрии Лондона, не найти команды, принадлежащей губернатору Страны басков и т.д. В топ-странах Европы клубы принадлежат либо корпорациям, либо частным лицам, и клуб никак не зависит от местных бюджетов.

Гинер - крупнейший наряду с Леонидом Федуном частный игрок на российском футбольном рынке - больше, чем кто-либо другой, имеет право на подобные суждения. Вот только, Евгений Леннорович, мы пока далеко не Европа, а, по выражению Михаила Задорнова, Азиопа. И в футболе это выражается весьма ярко.

Глава профсоюза футболистов и тренеров (ПСФТ) Владимир Леонченко полагает:

- В прежние времена каждый из топ-клубов на каком-то определенном этапе взрывал трансферный рынок, и из-за этого происходил рост зарплат и бюджетов. Последний пример - "Зенит", купивший за большие деньги двух лучших футболистов "Динамо". Но со временем частные клубы стали тщательно считать свои расходы, и как ЦСКА, так и "Спартак" остановились в этой гонке, к формированию как фонда зарплат, так и трансферного бюджета начали относиться куда более аккуратно. Даже "Локомотив" занимается сокращением затратной части.

Что же касается "Томи", то, считаю, открытый разговор о проблемах клуба надо было начинать раньше. Зимой были одни обещания, но до реальных шагов дело так и не дошло, а закончилось тем, что средств у клуба вообще нет. Видимо, там рассчитывали, что раз раньше каждый год финансирование находилось, то старая схема сработает и сейчас. Но тут, похоже, сказался финансовый кризис: местные предприятия не хотят давать деньги на футбол, им не до того. Да, футбол - социальное явление, но надо все же рассматривать профессиональный спорт в первую очередь как бизнес, каким он должен являться. И справляться с подобными ситуациями путем писем наверх не совсем правильно, хоть и идет все это от безысходности. Почему тогда тому же "Ростову" не обратиться к президенту? Или другим?

У "РОСТОВА" И "САТУРНА" ТОЖЕ НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ

Если бы "Томь" была единственным "проблемным" клубом в чемпионате России, ее случай можно было бы счесть исключением из правил. Но у всех еще в памяти ситуация с "Химками", зимой едва не прекратившими свое существование. Они, кстати, пошли по "антитомскому" пути, адекватно оценив собственные возможности и продав тех, кому не могли платить. В результате сейчас речь о банкротстве "Химок" не идет, и единственная их большая финансовая проблема - погашение долга перед Егором Титовым.

Зато теперь вылезли наружу неприятности в "Крыльях Советов": Иржи Ярошик в интервью "СЭ" не стал скрывать задолженностей клуба перед игроками и подтвердил, что команда может подать коллективную жалобу в Палату по разрешению споров. В переговорах руководством клуба был намечен "дедлайн", когда все спорные вопросы должны быть урегулированы, - 1 августа, открытие трансферного окна.

Зреют ли взрывы в каких-то других клубах? Об этом я поинтересовался у Леонченко.

- Проблемы в "Химках" удалось решить за счет резкого сокращения бюджета. Возможно, такой подход стал для футболистов неприятным сюрпризом, но это по крайней мере было честно. Сейчас там существует только задолженность Егору Титову, действующим же футболистам команды, насколько мне известно, платят вовремя. Впрочем, команда выиграла всего лишь один матч, и проблемы выплаты премиальных в "Химках", по сути, нет. В отличие от "Крыльев".

По нашим данным, - продолжил Леонченко, - налаживается ситуация в "Сатурне", где было очень много проблем. Прогноз там оптимистичный, долги постепенно гасятся. Непростая ситуация в "Ростове". Премиальные выплачиваются, но задолженность по зарплате существует. Пока ее погасили за март и половину апреля.

А вот в "Томи" ситуация крайне тяжелая. То, что произошло с Корниленко, подавшим заявление в Палату по разрешению споров, может случиться еще с рядом футболистов, которые устали ждать. Видно, насколько профессионально они подошли к подготовке к матчу с "Локомотивом", но такая ситуация не может продолжаться вечно. Терпение игроков, у которых есть хорошие предложения, небезгранично, им надо кормить свои семьи.

Что же касается "Крыльев", то заявление игроков о возможности подать жалобы в Палату, по данным ПСФТ, объясняется неопределенностью. Дело в том, что там даже не оговорены премиальные на 2009 год. По общепринятой практике, перед началом сезона все игроки команды и ее руководство подписывают договор по премиальным. Игроки, по имеющимся у ПСФТ сведениям, не раз подходили с соответствующей просьбой, но дальше обещаний дело не пошло. Поэтому ими и был обозначен крайний срок - 1 августа. Клуб должен признать долги, подписать соглашение по премиальным и обозначить сроки их выплаты. Конечно, речь идет о рассрочке. Но очевидно, что для сохранения команды нужен откровенный диалог руководителей с футболистами.

С чем связаны эти проблемы? Думаю, с тем, что финансовый кризис затронул не только футбольные клубы, но и компании, которые их содержат. Даже такие серьезные, как "Ростехнологии".

К словам Леонченко стоит добавить, что от самого руководства "Крыльев" никакой публичной реакции на заявление Ярошика и информацию СМИ о долгах не последовало. В Самаре сочли правильным не вступать с собственными игроками в публичные перепалки, а решать проблему внутри клуба. В "Крыльях" считают, что никакой аховой ситуации нет, все там не хуже и не лучше, чем у других, и будет приведено в норму в штатном режиме. Что ж, поглядим. Хотя сам факт коллективного обращения к руководству клуба, да еще и с угрозой подачи заявления в Палату, говорит как раз о "нештатности" ситуации.

Ходят разговоры об интересе "Рубина" к Яну Коллеру, чей огромный опыт весьма пригодился бы казанцам в Лиге чемпионов. Это должно вдвойне стимулировать самарцев решить все финансовые вопросы к открытию трансферного окна. Иначе "Рубину" не составит никакого труда заполучить такого мастера, да еще и бесплатно.

ГИНЕР ПРОДАЛ ЖИРКОВА НЕ ИЗ-ЗА ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ

А насколько благополучно с точки зрения финансирования обстоят дела в ЦСКА? Об этом я поинтересовался у президента клуба. Это тем более интересно, что в межсезонье армейцы лишились титульного спонсора - ВТБ перешел в "Динамо" (это говорит о том, что взаимосвязи с кризисом тут нет: в противном случае ВТБ просто прекратил бы финансирование футбольных проектов). Новый же у красно-синих по-прежнему отсутствует.

Гинер: - Во-первых, мы активно ищем генерального спонсора, и уже в ближайшие дни вопрос должен решиться. Во-вторых, уход ВТБ не имеет никакого отношения к кризису. У нас был трехлетний договор, реализацией которого были довольны обе стороны. Мы по-прежнему очень тепло общаемся, у нас не осталось никаких вопросов друг к другу. Но изначально было известно, что тремя годами соглашение с ВТБ ограничится, и вопрос продления даже не обсуждался.

- Если бы титульный спонсор у вас был, вы могли бы сохранить Юрия Жиркова в ЦСКА?

- Одно другого вообще не касается. Мы продали Жиркова не потому, что нам нужны были средства для содержания клуба. "МЮ" продал Криштиану Роналду не потому, что ему так нужны были деньги, а потому, что сам футболист очень хотел играть в "Реале" и чувствовал, что для "Манчестера" сделал все, что мог. То же касается и Жиркова, который достоин того, чтобы играть в более сильном чемпионате и европейском топ-клубе. Я не имел права Юру не отпустить.

- Выплаты за Жиркова или другого выгодно проданного вами футболиста, Жо, - единовременные или в рассрочку?

- Единовременно такие трансферы не осуществляются. Скажем, перечисление средств за Жо осуществляется за период порядка трех лет. Я бы назвал подобные трансферы ипотечными.

- Вагнер, Игнашевич, Красич летом не уйдут?

- Пока предложений по ним в клуб не поступало. Будут серьезные варианты - рассмотрим. Но тотального исхода не ждите. Другое дело, когда заинтересованность в футболисте проявляют такие клубы, как "Челси", "Реал", "МЮ", "Милан". Потому что в футболе существует не только финансовая составляющая, которая так активно всеми обсуждается, а такие категории, как прогресс игрока.

- Кризис на ЦСКА вообще никак не отразился?

- Он отразился на всех мировых фирмах и структурах. Но финансовое состояние ЦСКА я бы назвал достаточно стабильным. Конечно, сейчас не то время, когда акционеры добавляют суммы расходов на футбол. Но я всегда говорил, что футбол должен быть максимально независимым от акционеров. А для этого нужно строить новые стадионы, работать над созданием мощных телевизионных пулов, спонсорских контрактов.

- С выплатой зарплат и премиальных у вашего клуба проблем нет?

- Премиальные в ЦСКА существуют только за решение задачи. Зарплаты выплачиваются вовремя. Раз футболисты молчат - значит, все нормально. Впрочем, полагаю, что даже если бы мы попали в тяжелую ситуацию, то они подумали бы о клубе и потерпели. Потому что клуб многие годы думал о них.

- То, что российские клубы пока не осуществляют крупных покупок, как-то связано с кризисом?

- По моему мнению, это связано только с тем, что еще не открыто трансферное окно. Как только оно откроется, уверен, все изменится. Правда, есть и другая проблема. Клубы, испытывающие финансовые трудности, вообще не могут тратить деньги на новичков. А клубам, у которых все в порядке, нужно покупать игроков, которые сильнее тех, кто есть. Что очень непросто, поскольку сильные игроки - не грибы. С ведущими командами пяти сильнейших чемпионатов Европы соревноваться в этом смысле крайне сложно. Если у игрока есть приглашения в ЦСКА и "Милан", он, будем объективны, выберет второй, более "раскрученный" вариант.(Эрнанес или Пато подразумевался, интересно? прим.нашего сайта)

- Сколько вы готовы потратить на замену Жиркову?

- Определенной суммы нет. Если найдем футболиста, будем согласовывать эту сумму с акционерами. Но брать игрока хуже тех, что есть у нас в команде, или такого же уровня, смысла нет. А найти лучше - большая проблема.

"ПОТОЛОК" ЗАРПЛАТ В РОССИИ НЕРЕАЛЕН

Вернемся, однако, к проблемным клубам. Что же делать? У Леонченко есть на этот счет конкретное предложение.

- Первый звонок, связанный с проникновением кризиса в футбол, - с "Химками" - прозвенел в прошлом ноябре. Мы, как профсоюз, выступили тогда с официальным заявлением. Посыл был такой: ближайшие годы для наших клубов будут тяжелыми, и многие команды разных дивизионов столкнутся с проблемами, поэтому предлагаем собрать рабочее совещание - с участием руководителей клубов, лиги, профсоюза - и прийти к какому-то решению. Увы, мы не были услышаны.

- Говоря о решении, вы имели в виду "потолок" зарплат? Или премиальных, как в свое время поступили в Корее?

- Да, в Корее после тамошнего кризиса ввели одинаковые премиальные на два года, вне зависимости от благополучия клуба. Но ни об этом, ни о "потолке" зарплат мы поднимать вопрос не собирались. В России это нереально, потому что, допустим, у "Зенита" и "Томи" слишком разные возможности. Мы призвали к созданию перед новым сезоном страхового фонда по зарплатам. Этот фонд, по нашему мнению, должен был как раз помочь тем клубам, которые оказались бы - как в итоге произошло с "Томью" - на грани финансовой пропасти.

Клубам стоит думать не только о собственных интересах, но и о благе всей премьер-лиги. Если не справится с грузом проблем "Томь", это скажется на жизнедеятельности остальных. Все должны понимать, что они в одной лодке. И эта солидарность должна в том числе проявляться и в отношении игроков тех клубов, где есть невыплаты. Но вот, скажем, с Корниленко одни сказали: "Мы понимаем ситуацию и готовы заплатить компенсацию", а другие захотели воспользоваться моментом и взять его в качестве свободного агента. Называть клубы я не буду, но тех, кто готов действовать цивилизованным, первым путем, - меньше.

- Подозреваю, что и у агентов здесь есть свой интерес.

- У того же Корниленко, когда зимой он не являлся форвардом основного состава "Томи", не было ни одного звонка от агентов, которые хотели бы с ним работать. Зато когда он отлично проявил себя в чемпионате, и к тому же у него появилась возможность стать свободным агентом, таких звонков у него по нескольку за день. Этот факт о многом говорит. И футболист уже выбрал человека, который будет заниматься его переходом.

- У вас есть еще какие-то предложения для улучшения финансовой ситуации в футболе?

- Когда команды в межсезонье проходят лицензирование, у многих клубов оказываются долги. На наш взгляд, на момент лицензирования клуб должен обладать финансовыми средствами хотя бы на полгода выплаты зарплат. Но на настоящий момент достаточно поручительства, которое зачастую ни во что реальное не перерастает. Так произошло, в частности, и с "Томью". В той же КХЛ было заключено коллективное соглашение между лигой и профсоюзом игроков, благодаря которому условия лицензирования были гораздо жестче, чем в футболе.

Кризис диктует то, что РФПЛ должна пересмотреть свой подход к этой проблеме. Да и ПФЛ тоже - ведь сейчас, скажем, очень тяжелая ситуация у "МВД России". Лиги должны быть уверены, что сколько команд сезон начнет - столько же и закончит.

Гинер с Леонченко не согласен. Причем категорически.

- Страховой фонд по зарплатам - по-моему, глупость. Почему я должен замораживать свои деньги ради других клубов? Тогда предложу Леонченко, безусловно одаренному человеку, создать такой же фонд по зарплатам шахтеров или металлургов. Да такого нигде нет! Не нужно изобретать велосипед, он уже давно изобретен. Это такая же бредовая идея, как и "потолок" зарплат.

- "Потолок" как раз Леонченко считает нереальным. Для этого, по его словам, у клубов слишком разные возможности.

- Правильно. А почему фонд - реален? Почему ЦСКА, "Зенит", "Спартак" и другие клубы, которые нормально себя чувствуют, должны думать об условной команде "Иван да Марья", где есть проблемы?!

- Но ведь и в НХЛ, и в НБА есть "потолки" зарплат.

- Это совершенно разные вещи. НБА, НХЛ, НФЛ - единые структуры, закрытые акционерные общества, существующие в замкнутом пространстве, зарабатывающие деньги единым пулом. В мировом футболе аналог подобной лиги мог бы появиться только в случае, если бы G-14 решила проводить свой закрытый чемпионат. Но этого не произошло, а в национальных первенствах европейских стран американская схема невозможна, у нее абсолютно иные принципы. Я не могу зарабатывать деньги за счет других клубов, и мне нет никакого резона выкладывать средства в подобный фонд из своего кармана. В нашей ситуации каждый должен справляться со своими проблемами сам. И жить по тем средствам, которые у него есть.

***

Кому какая из двух полярных позиций ближе - пусть читатели решают сами. Я же, завершая эти заметки, скажу вот о чем. Зимой мне довелось побывать в Англии и прослушать лекции менеджеров всех ведущих клубов тамошней премьер-лиги.

Писал уже об этом, но повторюсь: английский футбольный бизнес строится на трех китах. Первый - реализация билетов, второй - телевизионные контракты, третий - продажа атрибутики, спонсорские соглашения и иная коммерческая деятельность. Причем доли трех этих доходных частей примерно равные, поскольку в итальянском случае, где ТВ-контракты вырвались далеко вперед, это однажды привело к обрушению всей бизнес-структуры кальчо.

О социальной составляющей там никто не думает и к помощи губернаторов не прибегает. Письмо Елизавете II из "Мидлсбро" там можно представить себе только в страшном сне. Как и ее вето на эксклюзивный контракт премьер-лиги со Sky Sports.

В России же - и далеко не только в футболе - любят не зарабатывать деньги, а получать их. Мы давно превратились в нищего из старого анекдота, который, долгие годы получая у одного прохожего милостыню, однажды не получил и возмутился: "Где мои деньги?!"

Игорь РАБИНЕР
Следующие новости
Предыдущие новости
подпишись
Временно не доступно. Идет обновление.
Написал: это йа (17 Июля 2009 16:43:50)
абела писал(а):
нет, ну все правильно кнешно, но словоблудие неописуемое! читать сил нет... ну короче же можно.... кто б сократил этот понос...

а я тока Гинера читал/smile/sm14.gif>
Написал: абела (17 Июля 2009 13:39:56)
нет, ну все правильно кнешно, но словоблудие неописуемое! читать сил нет... ну короче же можно.... кто б сократил этот понос...
Написал: вовчик (17 Июля 2009 08:44:10)
А вот Титова то можно и кинуть))
Написал: Vagner Love (17 Июля 2009 05:12:13)
Леннорыч, всё по делу как всегда. И видно,что не спит, а работает на благо клуба,а не шляется как Федун по "Золотым Граммофонам"/smile/sm18.gif>

Другие способы общения:
в гостевой книге
Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Комментарий:

Галочка обязательна!
Я здесь посторонний
В сердце моем только ЦСКА!
Я здесь лишний
Нажимая кнопку добавления комментария, вы соглашаетесь и принимаете правила сайта
Турнирная Таблица (Полная)
N Название Игры Очки
Локомотив Москва 10 15
Зенит 10 25
ЦСКА Москва 10 16
спартак М 10 18
Краснодар 10 19
Ахмат 10 10
Уфа 10 9
Урал 10 11
Арсенал Тула 10 10
10  Ростов 10 18
11  Енисей 10 5
12  Рубин 10 17
13  Оренбург 10 14
14  Анжи 10 10
15  Динамо Москва 10 10
16  Крылья Советов 10 10
Снайперы ЦСКА
Имя ЧР КР ЛЕ В
Чалов 1 0 0 1
Последний комментарий
Случайная кричалка | Все
Aleks
Нас в схватках не согнуть,
Иначе быть не может!
И в трудные минуты нам армия поможет!
Мы самые могучие
И бьёмся до свистка!
Так прославим ЦСКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Случайные Обои | Все

реклама
ВКонтакте
right
© copyright 2006-2023 by cskamoskva.ru | ЦСКА / САЙТ ФК ЦСКА / ПФК ЦСКА
Создание веб сайтов - Vamsite и "Мансветов Сергей", информация
При полном или частичном использовании материалов, активная ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА