Сергей Игнашевич на страницах своего оф.сайта рассказал о Сборной России и Гусе Хиддинке (в 2-х частях)
COACH. Часть I
18.12.2009
Весной 2006 года стало известно, что по окончании Чемпионата мира новым главным тренером сборной России станет Гус Хиддинк. Работать под руководством специалиста такого уровня мне еще не приходилось, и я подумал, что это будет серьезный шаг вперед. С того момента я стал пристально следить за Хиддинком. Видел, как сборная Австралии праздновала попадание на Чемпионат мира. Как голливудский австралиец Джон Траволта пел, танцевал и обливался шампанским вместе с командой. Я сразу подумал: нужно иметь незаурядное представление о футболе, чтобы пригласить в раздевалку такого актера. Австралийцы были на седьмом небе, а в Германии команда Гуса вышла в плей-офф. Она проиграла в одной восьмой, но лишь будущим чемпионам мира - сборной Италии.
Поначалу Гус не переставал меня удивлять. По прошествии нескольких тренировок он захотел сделать нам комплимент и сказал, что Россия сильнее Кореи и Австралии. Такое сравнение сложно было назвать лестным) Но через два года он стал говорить, что в техническом плане, по своему мышлению на поле мы – одни из лучших футболистов в мире. «Я работал с мадридским «Реалом» и сборной Голландии» - говорил Хиддинк. «Вы - ничуть не хуже. Вы должны и можете играть с командами такого уровня на равных!» - повторял он из раза в раз. Прогресс, что называется на лицо.
Ему было достаточно провести один сбор в Бору, чтобы принять решение о переезде команды. Я видел, как Гус выходил на веранду базы, попивая кофе, всматривался в ели и сосны, составлявшие унылый подмосковный пейзаж. Хиддинк считал, что серьёзные задачи в такой обстановке не решаются. Футболисты, запертые в номерах после тяжелой нагрузки, будут психологически закрепощены. А последней каплей стала дорога на матч с Хорватией, которая заняла у нас часа два. Следующий сбор был назначен в отеле в центре Москвы. Гус справедливо считает, что, создавая максимально комфортные условия для работы, он вправе ожидать максимальных результатов от команды.
Был еще один похожий случай. Перед матчем с Македонией мы отправились на сбор в Сочи. В санатории, где разместилась команда, должны были создать все условия для подготовки к отборочному матчу. Так нам обещали. Но на деле мы как будто перенеслись в 80-е. Но мы-то ладно, мы привыкшие, а вот тренер не совсем понял прелесть советской жизни. С Хиддинком приключилась история в лучших традициях советских комедий. Он не смог найти выключатель у себя в номере, который, как выяснилось после, был задвинут кроватью, и ему пришлось накрыть лампочку каким-то полотенцем или покрывалом, чтобы не спать при ярком свете. Выспаться ему, видимо, не удалось. В 10 утра Хиддинк спустился в столовую на завтрак. У него был очень усталый вид. Гус сказал: «Я считаю неправильным готовиться к важным матчам в таких спартанских условиях. Если вы не против, сегодня же мы переезжаем в пятизвёздочный отель». Конечно же, мы были не против!
Признаться, я был впечатлён. Я впервые увидел, как тренер сборной столь оперативно решает организационные вопросы. Далеко не каждый российский тренер осмелился бы поступить так же. Есть вроде бы все условия для работы: крыша над головой, горячая вода, еда, в конце концов. Ну, не все гладко. Так потерпи, мол, много ж чего пережили – не в первой…
Что касается игровой составляющей, по началу я не видел серьезных изменений. А во время первого отборочного матча с Израилем вообще были моменты, когда я просто не знал, кому отдавать мяч. Хотел отдать нападающим, но они не открывались. Полузащитникам? Но и они находились в невыгодной позиции - была угроза потери мяча. Как результат невнятная игра и важнейшая потеря очков. После игры я сказал Хиддинку, что футболисты просто не понимают друг друга. Гус воспринял эти слова спокойно, он знал, что постепенно ситуация изменится.
Спустя время мы начали привыкать к методам работы Хиддинка, и результат не заставил себя ждать. Хиддинк приучал нас максимально ответственно готовить себя к играм, как на тренировках, так и вне поля. Напоминая, в частности о том, что мы находимся под прицелом не только спортивных СМИ, но и жёлтых изданий. Технические и тактические части тренировок были на самом высоком уровне. Любое занятие он мог остановить и указать на тактические ошибки, но не на индивидуальные. Индивидуальные ошибки он разбирал наедине с игроком. Что, в моём понимании, очень верно.
Теоретические занятие Хиддинк непременно старался разбавить шуткой. Например, мог попросить Бородюка позвонить ему во время теории (в такие моменты телефон должен быть выключен у всех), сделать строгое лицо, услышав звук звонка, потом улыбнуться, якобы неожиданно обнаружив, что звонит именно его телефон и, наконец, положить на стол пятьсот рублей со словами: «Штраф! Тренер платит!» Была и другая фишка с телефоном. Принцип тот же, только звонили Бородюку. Раздавалась ритмичная латиноамериканская музыка, а стоящий у макета и что-то объясняющий Хиддинк бросал все разом и начинал танцевать)) А еще Гус очень любил пошутить над нашей внешностью. Мол, вы, ребята, сильные футболисты, только красивых лиц у нас в команде немного) Под дружный хохот придумывал смешные клички игрокам, тренерам, персоналу. Тренер умел разрядить напряжённую обстановку, что в нашем деле не менее важно, чем настроить на игру.
COACH. Часть II
22.12.2009
После поражения в Израиле в рамках квалификации Евро-2008 ситуация была очень похожа на ту, что сложилась сейчас, после матчей со Словенией. Мы практически смирились с тем, что не попали на Евро. Но, тем не менее, случилось чудо.
В Андорре я сидел на скамейки запасных с телефоном. Договорился с другом, чтобы тот мне писал мне сообщения о развитии событий в матче Англия- Хорватия. И вот, едва началась игра, получаю смс: «0:1». И тут же второе: «0:2». Не верю своим глазам. Тренеры тоже с телефонами и все уже знают. А мы тем временем никак не можем забить. Вся скамейка запасных на нервах. Бородюк то и дело вскакивает и выбегает к бровке, чтобы на исключительном русском погнать команду вперед. Мол, ребята, как так?! Хорваты там бьются, а вы Андорре забить не можете?!
Во втором тайме, когда англичане сравняли счет, подумалось, что чудо почти было в руках, но как всегда в последний момент ускользнуло. И вот минут за 10 до конца на стадионе в Андорре взрывается гостевая трибуна. Это кричат наши болельщики. Хорватия снова вышла вперед. Мы к этому моменту уже ведем в счете, но не реализуем пенальти. К тому же хозяева активизируются в концовке. Аршавин получает красную. В общем, буря эмоций. Бородюк все так же – на полусогнутых – пытается привести в чувства тех, кто на поле, а я на девяностой минуте прошу друга писать мне как можно чаще. Получаю смс с периодичность чуть ли не в пять секунд. Настоящий он-лайн матча. Концовка: «Англичане подают последний угловой. Звучит финальный свисток. Все. Мы на Евро!!!»
В чудо поверить было сложно. Не верил даже Хиддинк. Когда мы начали качать Гуса, он как будто и не понимал, в честь чего. Осознание пришло на прощальном ужине в Андорре. Хиддинк подходил с бокалом вина и чокался с каждым, говорил какие-то слова. Я позвонил Оличу, чтобы поблагодарить за победу от лица всей команды. Когда сказал ему спасибо, все футболисты сборной захлопали и закричали так, чтобы Ивица услышал.
У Гуса был определенный план подготовки к Евро-2008. Все-таки он не первый раз вез команду на крупный турнир. Были приглашены специалисты, голландские, была применена компьютерная диагностика и введены очень серьезные нагрузки. После тренировок у нас хватало сил только на то, чтобы добраться до кровати. Но в то же время чувствовалось, что с каждым днем, с каждым упражнением мы прибавляем. Особенно ясно это ощущалось после упражнений на крепатуру тела, когда лежишь в определенном положении, совершаешь различные движения, направляя нагрузку то на одну группу мышц, то на другую. После этих упражнений чувствуешь, что стал быстрее бегать, выше прыгать, хотя до этого казалось, что подобным вещам есть предел и он достигнут. Мы прибавляли в физике по ходу турнира, и апогеем стал матч с Голландией, когда сборная России все 120 минут игры носилась по полю в одном темпе.
Одно из главных достоинств Хиддинка - то, как спокойно он ведет себя перед матчем. Многие тренеры за два – за три дня до решающей игры начинают нервничать, и футболисты это чувствуют. Хиддинк не из таких. Он может устроить на тренировке какой-нибудь смешной конкурс (например, на попадание в перекладину), а во время обеда поставить победителю на стол бутылку вина. Для Хиддинка возможность проявить видимое легкомыслие за день до игры было порядком вещей, и его уверенность передавалась команде. Перед тем же матчем с голландцами Хиддинк сказал, что не знает за счет чего эти «fucking dutch» могут нас обыграть. Мы, конечно, улыбнулись, он ведь и сам голландец, но слова тренера все равно нас воодушевили.
Работа под руководством Гуса дала много новых ощущений. Мы знали, что находимся в команде тренера европейского уровня, европейского склада ума. Но одно дело просто знать, совсем другое – почувствовать. Абсолютно все футболисты, являющиеся игроками основы или близкие к ней, значительно прибавили во всех компонентах игры за последние три года.
Хиддинк серьезно занимался российским футболом на всех уровнях. Сейчас трудно представить другого зарубежного тренера, который объезжал бы регионы и проводил семинары, объясняя, как нужно строить футбольное хозяйство в стране для того, чтобы в будущем добиваться больших результатов. Гус наметил путь развития, и в том, что мы смогли пойти по этому пути, не последнюю роль сыграл авторитет самого Хиддинка. Вряд ли футбольные чиновники так же прислушивались бы к мнению российского тренера. Мне бы очень хотелось, чтобы Хиддинк остался во главе нашей сборной. Но, так или иначе, путь, намеченный Гусом, должен быть продолжен.