Президент ЦСКА Евгений Гинер высказал свою точку зрения на проблему стоимости телевизионных прав при показе чемпионата России.
«Мое мнение – телевидение не должно предлагать нам те деньги, которые мы получали. Самохин правильно говорит, что очереди из телекомпаний нет. Но для любого телеканала жить без футбола, мне кажется, неправильно.
Я ни в коем случае не собираюсь никого учить, но те 150 миллионов долларов, о которых я говорил, – это не просто деньги с неба. Почему 150, а не 500 или миллиард? Мы делали соцопрос. Если телевидению – «НТВ-Плюс» в данном случае – будет интересно в дальнейшем идти вместе с российским футболом, то по соцопросу от трех до пяти миллионов человек готовы подписаться на канал «Наш футбол». Но это если канал все-таки перейдет на европейские принципы работы, когда антенна и декодер будут стоить символические деньги: один доллар, например.
Пусть оборудование принадлежит «НТВ-Плюс» и когда надо, оно его заберет. Потому что люди не могут покупать оборудование за 500-700 долларов – даже в кредит. Когда плата будет чисто символической, как за границей, то даже если – берем по минимуму – 2,5-3 миллиона человек подпишутся, то при стоимости канала в 10 долларов компания получит 25-30 миллионов в месяц. Десять месяцев – это 250-300 миллионов. 150 миллионов долларов нужно дать на футбол, остальные деньги возместят расходы на декодер, антенны, обслуживание и прочие технические нужды.
Согласен, что очередь не стоит, но в то же время почему-то упускается, что в 16-18 стран права на показ нашего футбола проданы. За какие деньги – это пока неважно, но интерес уже есть, и дальше он будет стоить других денег. Если наши матчи смотрят в прямом эфире итальянцы, испанцы – это уже совсем другие деньги.
Считаю, что «НТВ-Плюс» обязательно должен зарабатывать, это не должно быть благотворительностью. Согласен, что права не должны стоить 500-600 миллионов евро, как в ведущих странах Европы. Потому что мы не даем еще такого футбола, инфраструктуры. Телевидение должно в этом плане выставлять свои требования, согласен. В этом году картинка была прекрасная. Если сравнить с тем, что было 5-6 лет назад, то это две большие разницы. Эта картинка больше всех прельщает, канал транслирует матчи в HD-качестве. Это тоже должно дать финансовое развитие.
Что касается необходимости общего соглашения, то, понятно, что телевидению интересны 5-6 российских клубов, но чемпионат не может состоять только из них. Поэтому здравый смысл возобладал в Италии, Англии и даже в Испании, где телеканалам интересны только «Барселона» и «Реал». Там эти клубы тоже в пуле, потому что иначе распадется сам футбол. Но телевидение тоже должно понимать, что это замкнутый круг: если оно не будет платить реальных денег футболу, то он в конечном итоге рухнет как пирамида. Потому что докладывать все время не будут.
Поэтому футбол должен зарабатывать. Уже пошли другие заработки на билетах, пошли другие заработки на атрибутике, пошли другие заработки на спонсорах. Хотя «НТВ-Плюс» и ссылается на то, что благодаря Первому каналу мы находим спонсоров, которые платят лиге. Вот это порочная практика. Должно быть так: телевидение и генеральный спонсор у лиги – например, как сейчас Росгосстрах. А остальные коммерческие права должны быть у клубов. Если спонсору интересен «Спартак» или ЦСКА, то необязательно тянуть его в лигу. В Ростове найдутся свои спонсоры, которым интересен этот регион, в Томске – свои. Поэтому коммерческие права должны быть отдельно, а телевизионные – в пуле», – рассказал Гинер в интервью радио «Спорт».