Вчера в ЦСКА прибыл первый в истории российского футбола представитель Страны восходящего солнца. Корреспондент "СЭ" выяснил, что 23-летний Кейсуке Хонда - человек контактный и амбициозный.
Борис ЛЕВИН из Ватутинок,фото Валентин Кобыщи
- Когда в вашей жизни возникла тема ЦСКА?
- Впервые российская команда вышла на меня прошлым летом. Я тогда навел справки, убедился, что клуб очень серьезный, но решил, что переходить в новый чемпионат в середине сезона не совсем правильно.
- Справки долго наводили?
- Уже по первым сведениям многое стало понятно, а за полгода, прошедших с тех пор, мог убедиться, что начальные впечатления абсолютно верны. Подробно обсуждал возможный переход с женой и семьей, после чего принял решение: ехать надо.
- Как вы вообще стали футболистом в такой не самой футбольной стране, как Япония?
- Думаю, у вас не совсем правильные представления о современной Японии - футбол сейчас у нас вид спорта № 2, он уступает только бейсболу. И наша сборная регулярно попадает на чемпионат мира. Что касается меня, то мяч во дворе гонял уже лет с четырех. Вообще не помню себя без любимой игры.
- Где совершенствовали навыки?
- Сначала со мной занимался отец, потом тренировался в специальной футбольной школе.
- Сразу стали полузащитником?
- Отнюдь. Играл на всех десяти позициях в поле - от последнего защитника до форварда, только в ворота ни разу не становился. А свое место - атакующего хавбека - окончательно выбрал три года назад.
- Позицию "под нападающими" считаете для себя оптимальной?
- Да, но сыграть могу на любом месте в центре поля - как непосредственно перед защитниками, так и на фланге. Хотя атаковать люблю больше.
- А что считаете основным своим козырем?
- Удар.
- Кто служил вам примером для подражания в детстве и ранней юности?
- Зинедин Зидан. Блистательный футболист! Первый большой турнир, который хорошо помню - чемпионат мира 1998 года, - оставил в памяти очень яркий след, а ведь это как раз и был чемпионат Зидана.
- Кого из современных футболистов на вашей позиции считаете сильнейшим?
- Трудный вопрос. Хороших игроков хватает, но равного Зидану среди них, пожалуй, нет.
- Вы знаете, с кем будете конкурировать в ЦСКА на позиции атакующего полузащитника?
- Представления об игре команды имею уже достаточно приличные - не один DVD посмотрел, - но вот рассуждать о личностях пока не готов.
- Но кого-то назвать можете?
- Красича, например.
- Как оказались в Голландии?
- Я играл в клубе "Нагоя Грампус Эйт", который тренировали иностранцы. Когда-то его возглавлял Арсен Венгер, а в мою бытность - голландец Сеф Вергоссен, который сейчас уже нигде не работает. Попросил его составить мне протекцию в Европе, где очень хотел себя попробовать. И он представил меня руководству своего бывшего клуба "Венло".
- Судя по тому, что мы знаем, вы там быстро стали любимцем публики, верно?
- Давать такие оценки самому себе не совсем верно, но контакт с болельщиками у меня действительно был хороший. А "Венло" открыл в Японии свой фан-клуб.
- Быстро освоились в Голландии?
- Голландия - прекрасная страна, больших проблем там не было: чувствовал себя комфортно и уверенно. Особенно с людьми - они открыты и общительны, а я и сам поговорить люблю.
- Но европейский менталитет все же значительно отличается от японского, согласны?
- Вы знаете, меня нельзя назвать стопроцентным японцем по менталитету. Я открыт для всего нового. Вот сейчас переехал в Россию - и уже готов впитывать новые ощущения, новую культуру. Мне это очень интересно.
- Судя по избираемым маршрутам, составившим довольно необычную кривую Япония - Голландия - Россия, вы еще немного и авантюрист?
- Есть такое. Но желание все время познавать что-то новое и подразумевает определенную долю авантюризма в характере. Мне действительно нравится рисковать.
- А какова доля риска в вашем решении приехать в Россию?
- Переход в новый клуб - всегда риск, однако сейчас все строится на очень точном - как мне, во всяком случае, кажется - расчете. После двух лет в Голландии надо было выходить на более высокий уровень, пробовать что-то новое. ЦСКА - очередной вызов в моей карьере, но подошел я к нему отнюдь не безрассудно.
- Что уже знаете о России?
- Кое-что из вашей истории. Сталина, например. Вообще же я второй день в Москве и все эти часы поражаюсь ее масштабам. Здесь все такое большое - улицы, дома, расстояния. А сколько машин на улицах!
- Сами за руль садитесь?
- Нет.
- Тогда вам будет полегче. А как относитесь к шуткам по поводу своей автомобильной фамилии?
- Привык уже. Реакция при знакомстве со мной у людей обычно одна и та же. Но если шутки добрые, зачем обижаться?
- "Хонду", наверное, предпочитаете другим автомобилям?
- Как раз нет - мне больше нравится "тойота".
- Московский мороз пробирает до костей?
- Знаете, в Голландии нынешней зимой он был вполне сравнимым с вашим. Так что и в этом отношении я прибыл подготовленным.
- Как далеко простираются ваши футбольные цели?
- Если говорить о ближайших - хочу стать чемпионом России и постараюсь приложить к этому все силы.
- А о более отдаленных планах что можете сказать? Мечтаете, скажем, поиграть в европейском топ-клубе?
- К таким целям нужно двигаться шаг за шагом. Сейчас все мои мысли заняты ЦСКА. Но в принципе любимая лига - испанская, а клуб-идеал - "Реал". Именно в нем ведь блистал Зидан.
- Планируете когда-нибудь достичь его уровня?
- Ну и вопросики вы задаете! О таком можно только мечтать, планировать подобное бессмысленно.
- Что же, могу пожелать, чтобы такие мечты когда-нибудь для вас сбылись.
- Спасибо! (Это слово Хонда довольно четко произнес по-русски. - Прим. Б.Л.)
- О, вы уже начали осваивать русский? Что-нибудь еще можете сказать?
- Очень приятно!
Как было проговорено это словосочетание, уточнять не буду - могу только сказать, что для первого раза общение с новичком ЦСКА вышло действительно очень приятным. Надеюсь, что будущей игрой за армейский клуб он начальное впечатление только усилит.