После московской ничьей в первом матче ЦСКА обыграл "Севилью" в Испании и вышел в четвертьфинал Лиги чемпионов. Решающий гол со штрафного забил японец Кейсуке Хонда.
СЕВИЛЬЯ - ЦСКА - 1:2 (1:1)
Голы : Нецид, 39 (0:1). Перотти, 41 (1:1). Хонда, 55 (1:2).
"Севилья": Палоп, Станкявичюс, Драгутинович, Фасио, Фернандо Наварро (Адриану, 74), Хесус Навас, Ренату (Негредо, 71), Зокора, Перотти, Капель (Кануте, 46), Луис Фабиану.
ЦСКА : Акинфеев, А.Березуцкий, В.Березуцкий, Игнашевич, Щенников, Красич (Одиа, 72), Шемберас, Алдонин, Хонда (Рахимич, 82), Гонсалес (Мамаев, 88), Нецид.
Наказания : А.Березуцкий, 20. Луис Фабиану, 52. Щенников, 61. Гонсалес, 70. Шемберас, 71 (предупреждения).
Судья : Кашшаи (Венгрия).
16 марта. Севилья. Стадион "Рамон Санчес Писхуан". 30 000 зрителей.
Первый матч - 1:1.
Борис ЛЕВИН
из Севильи
В ТАКИХ РУБКАХ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Нет в Европе города противоречивее, чем Севилья. Гремучая смесь греха и святости породила даже специальный термин - севильянизм. С одной стороны, не существует на континенте поселения разгульнее (неудивительно, что именно здесь открылся один из первых публичных домов в истории). Но нет и ни в какой другой епархии такого количества монастырей, как в севильской. А где еще может вспыхнуть мятеж только потому, что доминиканский проповедник вслух усомнился в непорочности зачатия Христа? А тут в XVII веке не просто вспыхнул, а и хорошенько попылал.
Выросший из скрещения кастильства и мавританства город (даже главный его символ, Хиральда, представляет собой переделанный в колокольню минарет) и греху, и святости предается с одинаковой страстью. Страсть - вообще отличительная черта севильского бытия: недаром именно в этих краях самая зубодробительная коррида, недаром именно отсюда родом Дон Жуан и Кармен.
А теперь спроецируйте все это на футбол - и вы поймете, как тяжело играть в Севилье гостевым командам. И как непросто приходится своей, от которой всегда требуют только полного упоения в бою. А уж в бою за первый в истории клуба, города и провинции выход в четвертьфинал Лиги чемпионов - тем более.
Главный тренер соперников ЦСКА Маноло Хименес заявил накануне, что их победа станет историческим событием для Севильи, Андалусии и всей Испании. Ну, обо всей Испании Хименес, положим, загнул - она при наличии блистательной "Барселоны" и "Реала" (пусть даже в очередной раз споткнувшегося в Лиге) на кого-то еще обращает внимание далеко не всегда. Однако в остальном Хименес был прав.
А коли так, то представьте, какое психологическое давление испытывали одиннадцать бойцов в белой форме все эти последние три дня, когда шла непосредственная подготовка к исторической битве. Жаль только, что для бойцов в красно-синей форме давление это было не меньшим - игра-то им предстояла не менее знаковая, а цель была такой же первозданно-вожделенной, как и у испанцев.
Внешне армейцы волнения не выказывали никак. Обычные шутки, обычные предматчевые дела, обычные приготовления. Но в душе-то наверняка кипело. Даже у испытанных бойцов, что уж говорить о молодежи и дебютантах - как ни хорош был Кейсуке Хонда в стартовых матчах за ЦСКА, но испытание чужим стадионом в Лиге чемпионов для него так или иначе предстояло впервые.
Понятно, что в такой ситуации перевес в начале игры должен был получить тот, кто лучше справится с нервами и сможет сбросить неизбежное начальное напряжение, идущее от статуса матча. Но и о чисто футбольной, тактической стороне дела забывать было нельзя - в таких рубках мелочей не бывает, а тактика это вовсе и не мелочь, это фактор определяющий.
ТРИ ТАЙМА ОКАЗАЛИСЬ РАЗМИНКОЙ
Леонид Слуцкий ломал голову лишь над одной проблемой - выпускать в стартовом составе и Дзагоева, и Хонду, смещая тем самым последнего в опорники, или начать аккуратнее, с двумя классическими волнорезами. Дилемма была непростой - понятно, что первый, более атакующий вариант, в ситуации, когда забивать нужно кровь из носу, казался заманчивее. Но заманчивее это иногда и авантюрнее.
Хименесу же и вовсе предстояло выбирать между осторожностью и знаменитой севильской страстью. Отправлять ли на поле двух форвардов? Идти ли сразу в атаку или играть по счету на табло? Обращать ли внимание на болельщиков, которые несомненно погонят вперед и только вперед? Накануне Хименес заявил, что на 0:0 его команда играть просто не умеет, но слова они на то и слова, чтобы маскировать мысли, когда это необходимо.
Когда в пресс-центре появились стартовые протоколы, выяснилось, что с первых минут ни один, ни другой тренер рисковать не стали. У севильцев в списке одиннадцати оказался только один форвард - Луис Фабиану, которого, как писала местная пресса, целенаправленно возвращали в строй именно к игре с ЦСКА, у армейцев же фамилия Дзагоева значилась только в графе "запасные".
Что ж, таков современный футбол - прагматичность преобладает здесь над бесшабашностью, а необходимость добывать результат перешибает все душевные порывы. Правда, одна предматчевая неожиданность в исполнении Хименеса все-таки состоялась: в "старте" присутствовали одновременно и Капель, и Перотти. Что в определенной степени указывало все-таки на стремление атаковать. При этом аргентинца отрядили с фланга в центральную зону, но явно подразумевалась постоянная карусель со сменой мест между всей четверкой атакующих хавбеков (в которую вошли также Хесус Навас и Ренату) - в стиле нынешней испанской сборной.
Обещанного испанской прессой аншлага не состоялось: проплешин на трибунах хватало. Зато радовал плотностью заполнения гостевой сектор: по официальным данным, в Севилью приехали 1200 армейских болельщиков, судя же по прогулке по центру города в день матча, их было еще больше.
Игра, как и предполагалось, началась осторожно, хотя уже на третьей минуте "Севилья" едва не показала, кто на "Рамон Санчес Писхуан" хозяин. Когда обстановка нервозная, все в первую очередь ждут чего-то от лидеров. Они и показали себя - Хесус Навас выдал фирменный прострел, Луис Фабиану здорово открылся под него и бил в упор. Но у нас тоже есть лидеры - Акинфеев этот опаснейший удар отразил.
Блицкриг у испанцев не удался - и команды перешли к большим маневрам, пытаясь отыскать слабости в чужой конфигурации и вытравить излишний адреналин из своей нервной системы. Порадовал в эти минуты венгерский арбитр Кашшаи, который вполне мог предъявить карточки Хонде, пошедшему с прямой ногой на вратаря, и Шемберасу, уложившему соперника на бровке, но мог и не делать этого. Он и не сделал. Правда, почти сразу Алексей Березуцкий все-таки вынудил его полезть в кармашек - тут фол был бесспорным.
В какой-то момент инициативу взял на себя тот, от кого, учитывая наличие на поле Хесуса Наваса, ждать этого можно было меньше всего, - Щенников. Два его прохода внесли некоторое оживление в размеренное течение позиционной борьбы, но ничего, кроме углового, так и не принесли. А уже после того, как тайм миновал свой экватор, армейцы создали и первое подобие голевого момента - на острие атаки оказался Хонда, но пробил несильно и точно в Палопа, а добить как следует нашему японцу уже не дали.
А когда уже показалось, что никто ничего до перерыва форсировать не будет, ЦСКА открыл счет! Запевалой снова оказался Щенников, получив передачу от которого Хонда нашел на линии штрафной Нецида. Единственный форвард армейцев сыграл гроссмейстерски: одним движением ушел от Фасио и по-бильярдному уложил мяч в угол.
Увы, радовались болельщики красно-синих недолго. Уже через две минуты беда снова пришла с фланга Хесуса Наваса. Очередной прострел неугомонного испанца замыкал на этот раз Перотти, и получилось у него значительно лучше, чем у Луиса Фабиану. Счет сравнялся - и в раздевалки команды ушли с тем, что первые три тайма они играли для разминки, а все должен был решить четвертый.
ВЗМАХ САМУРАЙСКОГО МЕЧА
Сразу после возвращения команд на поле, стало понятно, кому установившиеся 1:1 менее приятны: Хименес отправил на газон второго форварда - Кануте. Но характер борьбы по большому счету не изменился - в воздухе искрило напряжение, а угрозы нашим воротам шли все оттуда же: на исходе первых десяти минут только везение, оказавшееся на стороне армейцев, развело мяч после прострела Хесуса Наваса с ногами сразу трех замыкающих.
Не забиваешь ты... Хоть и банальна истина, а действует! Штрафной метров с двадцати пяти, судя по приготовлениям, должен был привести к хитроумному розыгрышу, когда Хонда вдруг взял и ударил. То ли Палоп этого не ожидал, то ли незнаком он был с замысловатыми японскими траекториями, но мяч прошел через его перчатки, как самурайский меч сквозь испанский хамон. С трудом, но неотвратимо.
Тут уж "Севилье" ничего не оставалось, как отбросить в сторону все расчеты. Очнувшись от шока (на это ушло минут десять), хозяева всей командой отправились на чужую половину поля - только там можно было найти два необходимых гола. А Хименес бросил в бой и третьего своего форварда - Негредо.
Игра обострилась до предела, в весенней Севилье осенним листопадом посыпались желтые карточки, и замерла в тревожном ожидании развязки российская часть ложи прессы, которая на "Рамон Санчес Писхуан" находится под небесами. Как хотелось, чтобы эти небеса нам помогли!
ДОТЕРПЕЛИ!
Секунды таяли, превращаясь в минуты, а "Севилья" и в цейтноте продолжала давить, топтать, душить. Ох, и тревожно же становилось на душе: напряжение в московской штрафной пару-тройку раз возрастало аж до "вышибания пробок" у армейской обороны. Но передергивался незримый тумблер - и вновь на пути Луиса Фабиану, Кануте, Хесуса Наваса и остальных вырастали ноги, головы, тела измученных борьбой, но не сдававшихся игроков в красно-синем. Ну а если и это сопротивление испанцам удавалось преодолеть, в дело вступали руки Акинфеева.
Не дрогнули, дотерпели, выстояли! И как награда - выход в четвертьфинал Лиги с первой же попытки!! Браво, ЦСКА!!!
Жеребьевка 1/4 и 1/2 финала Лиги чемпионов пройдет 19 марта в Ньоне.