СЕЙДУ ДУМБИЯ. Наблюдая за тем, как быстро адаптируется в составе ЦСКА и на глазах становится лидером команды Кейсуке Хонда, «ССФ» вспомнил, что японец – не единственная зимняя покупка армейцев. Свое самое дорогое приобретение клуб сделал в Швейцарии, заплатив за нападающего бернского «Янг Бойз» рекордные для минувшего российского межсезонья 10 млн евро.
По условиям контракта форвард сборной Кот-д`Ивуара приедет в Москву только летом, а пока продолжает забивать голы в Берне, где его и навестил наш корреспондент.
Выйдя на конечной остановке девятого трамвая и пройдя пятьсот метров по указателям «Свисс Арена», я впадаю в легкое замешательство. Большое кубическое здание с магазинами одежды, барами и фитнес-центром внутри не дает мне ни единого зримого подтверждения, что я пришел по адресу. Однако ныряющие внутрь этого куба один за другим люди в желто-черных футболках и шарфах убеждают в обратном. Здесь действительно играют в футбол, хотя стадион на 30 тысяч мест – лишь одна из составляющих этого многофункционального сооружения. Чуть позже сотрудники пресс-службы «Янг Бойз», утоляя мою любознательность, с гордостью сообщат, что прямо под футбольным полем находится один из крупнейших в Берне торговых центров, а кроме того, «Свисс Арена» – это еще и… настоящая электростанция. Солнечные батареи, установленные на крыше стадиона, полностью обеспечивают электричеством не только саму арену, но и несколько близлежащих жилых кварталов.
Моя небольшая экскурсия по этому удивительному комплексу заканчивается в клубном фан-шопе «Янг Бойз». Менеджер магазина, узнав, откуда я и зачем сюда приехал, показывает большой палец и произносит пламенный панегирик ивуарийскому форварду:
– Думбия здесь настоящая звезда! Не помню, чтобы в чемпионате Швейцарии когда-нибудь выступал такой яркий игрок. Болельщики его просто обожают. Футболки с седьмым номером у нас самый ходовой товар, каждый месяц приходится их дозаказывать – все раскупают!
МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ
До начала игры «Янг Бойз» и «Грассхоппера» – первой и третьей команд швейцарского чемпионата на данный момент – остается около получаса, и я отправляюсь на трибуну. Мои соседи – футбольные агенты Жан Бернард Бей-трисон и Кристоф Пайоль, которые пришли на стадион, чтобы поболеть за своего самого многообещающего клиента.
– Сейду – парень с удивительной судьбой, – сразу заинтриговывает Бейтрисон, пока команды разминаются на поле. – Он родился в очень бедной, даже по африканским меркам, семье. У него было тяжелое детство, часто случались дни, когда в рот было нечего положить – родителям просто не хватало денег, чтобы прокормить всех детей (у Думбия три младших брата. – Прим. ред.). Футбол дал ему все. В 18 лет Думбия уже стал лучшим бомбардиром чемпионата Кот-д`Ивуара, вызывался в молодежную сборную, и на одном из ее матчей, в Гане, его заметил скаут из Японии. Он убедил Сейду переехать в J-лигу, где Думбия стал единственным африканским легионером. Парню было очень тяжело там, он мало играл, и через два года его отдали в аренду в клуб второго японского дивизиона. Там он наконец начал забивать, но это был не тот уровень, на котором Думбия хотел играть.
Переехать в Швейцарию ему помог давний друг – Тьерри Дубай, с которым они вместе занимались футболом еще в Абиджане. Дубай первым попал в «Янг Бойз». Однажды он подошел к руководству клуба и рассказал, что в Японии пропадает его очень талантливый приятель. Думбия пригласили на просмотр, после которого с ним заключили контракт. Кстати, один из самых скромных на тот момент в команде – Сейду, если не ошибаюсь, получал тогда в месяц всего десять тысяч евро.
Впрочем, Думбия очень быстро наиграл на повышение зарплаты. Уже в свой первый год в Швейцарии он наколотил двадцать пять голов, став одновременно лучшим бомбардиром и лучшим игроком чемпионата. Причем большинство своих голов ивуариец забивал, выходя на замену.
– Тренер специально выпускал его на поле после перерыва, когда защитники уже были подуставшими, – включается в разговор Пайоль. – В итоге Думбия со своей скоростью убегал от них, как от детей. Конечно, он все равно хотел играть с первых минут. Но он никому не жаловался, не возмущался, а просто продолжал делать свое дело. Через меня прошло много африканских футболистов, и, поверьте, для игрока из этого региона такой характер – большая редкость.
В нынешнем сезоне Думбия почти всегда выходит в стартовом составе, и его личная статистика стала от этого еще более впечатляющей: 24 гола, а ведь до окончания сезона еще два месяца. Нет никаких сомнений, что и в этом году ивуариец станет лучшим бомбардиром чемпионата Швейцарии.
Эмиссары из клубов «большой пятерки» еще с прошлой весны стали регулярно наведываться на «Свисс Арену». На то, чтобы вспомнить и назвать все клубы, которые хотели купить Думбия, у агентов уходит немало времени: дортмундская «Боруссия», «Штутгарт», «Хоффенхайм», «Монако», «Сент-Этьен», «Лилль»…
– А в России он мог оказаться еще прошлым летом, – делает неожиданное признание Бейтрисон. – Сейду очень хотел купить «Рубин», люди из Казани дважды приезжали в Берн. Но мы посовещались и решили, что это не самый лучший вариант. Для Думбия было главное, чтобы его новый клуб каждый год играл в еврокубках, был на виду. Ни про один из немецких или французских клубов, которые им интересовались, этого сказать нельзя. А в «Рубине» мы просто не были уверены. Да, они два раза подряд стали чемпионами России. Но это пока еще не топ-клуб, там все еще очень зыбко. Если люди, которые спонсируют команду, перестанут это делать, она сразу рухнет. А ЦСКА – совсем другое дело. Это уже по-настоящему большой клуб, его очень уважают в Европе. Поэтому, когда мы узнали об их интересе, почти сразу ответили «да». Хотя и «Рубин», и немецкие клубы делали в свое время более выгодные предложения.
«ДУМБИЯ, ДУМБИЯ, НАШ БОГ!»
После такого предисловия совершенно не терпится посмотреть на Думбия в деле. Наконец команды выходят на поле, и ивуариец занимает место на правом фланге атаки – «Янг Бойз» играют по схеме 4-3-3. И о чудо – первое же соприкосновение нападающего с мячом становится голевым! На 7-й минуте после подачи углового и скидки партнера Думбия во вратарской ловко подстраивается под отскочивший от газона мяч и наносит мощный удар головой, попадая в самую «девятку» – 1:0! Через пять минут «Янг Бойз» забивают еще раз, но будущий форвард ЦСКА не принимает участия в голевой атаке. Видно, что ивуарийцу не по душе все время играть в одной зоне, и он смещается то на позицию центрального нападающего, то даже на левый фланг. У него необычная манера бега. Чуть сгорбившись, согнув руки в локтях под прямым углом и невероятно быстро перебирая ногами, ивуариец бежит, как профессиональный спринтер. Сравнение вовсе не натянутое – в швейцарском чемпионате нет ни одного защитника, который способен угнаться за Думбия. Да и в российском такие тоже вряд ли найдутся.
Видно, что Думбия чувствует себя лидером. Он не стесняется бить из любых положений, смело лезет в обводку на троих-четверых защитников. Иногда кажется, что ивуариец чрезмерно тянет одеяло на себя. Хотя Леониду Слуцкому такая манера игры Думбия, наоборот, по душе:
– Своей настырностью Думбия напоминает Вагнера Лава, – сказал главный тренер ЦСКА в одном из интервью. – Хотя Вагнер Лав более изобретателен в дриблинге, а Думбия – более мощный и нестандартный форвард. Иной раз удивляешься: ну вот куда он полез в самую гущу борьбы без шансов выйти оттуда победителем? А потом смотришь, а он каким-то чудом оттуда выкарабкивается с мячом и мчится забивать. Это замечательное качество!
…После перерыва «Грассхоппер» на какое-то время перехватывает инициативу и имеет несколько неплохих моментов, но в итоге все заканчивается разгромом гостей. Думбия преобразует в гол классную передачу партнера. Получив пас на ход, ивуариец врывается в штрафную с правого угла и, сбросив с плеч защитника и не сближаясь с вратарем, бьет с правой точно в верхний угол – 3:0. А еще спустя 30 минут нападающий оформляет хет-трик, замыкая в одно касание прострел с правого фланга.
Бейтрисон и Пайоль поворачиваются в мою сторону и многозначительно смотрят на меня.
– Вау! – почти невольно вылетает у меня.
Фанаты «Янг Бойз» тем временем затягивают песню на английском: «Doumbia, Doumbia, our Lord!» («Думбия, Думбия, наш Бог!». – Прим. ред.). А когда за пять минут до финального свистка главного героя матча меняют, на трибунах не остается ни одного сидящего человека – весь стадион встает и аплодирует форварду.
АГЕНТ: «СЕЙДУ ВЫУЧИТ РУССКИЙ ЗА ТРИ МЕСЯЦА!»
Два главных впечатления от матча – феерическая игра Думбия и беспомощность «Грассхоппера». Все-таки когда встреча первой и третьей команд лиги заканчивается со счетом 4:0, это многое говорит об уровне чемпионата. Понятно, что в России у Думбия будет гораздо меньше свободного пространства, и защитники будут играть с ним значительно плотнее и жестче. Оберегая самого себя от эйфории, в которую легко впасть после такого матча в исполнении ивуарийца, нахожу еще один фактор, который может вызывать опасения за будущее нападающего в ЦСКА, – адаптация. Думбия говорит только по-французски, а в нынешнем составе армейцев нет ни одного франкоязычного игрока.
Сразу вспоминается история с Маазу, который так и не прижился в ЦСКА. Когда после матча, дожидаясь, пока Думбия выйдет из раздевалки и поговорит в микст-зоне с местными журналистами, я делюсь своими опасениями с Бейтрисоном и Пайолем, они принимаются по очереди уверять меня, что их клиенту никакие бытовые трудности не помешают проявить свой талант и в России.
– Бабаев (генеральный директор ЦСКА. – Прим. ред.) во время переговоров тоже рассказывал нам про Маазу, – говорит Бейтрисон. – Что тот был очень закрытым парнем, всегда и везде ходил сам по себе, и религия, как выяснилось, была для него на первом месте. Можете быть уверены в том, что с Думбия подобных проблем не возникнет. У него в голове только одно – футбол. Плюс он очень общительный человек и ему легко даются иностранные языки. В это трудно поверить, но Сейду освоил японский всего за четыре месяца. Он даже научился писать по-японски! Думаю, русский все-таки легче японского, так что его он выучит даже за три месяца!
ЧЕРЕЗ ЦСКА – В «ЧЕЛСИ»?
Думбия оказывается в моем распоряжении только через час после матча. Переодетый в модные рваные джинсы, с большой цепочкой на шее, дорогими часами и еще несколькими украшениями на руках ивуариец всю дорогу от раздевалки до клубного ресторана перекидывается шутками на французском со своими агентами и расписывается на фотокарточках постоянно подбегающим к нему детишкам. Когда мы поднимаемся на лифте в ресторан, где за огромными столами ужинают все спонсоры и VIP-болельщики «Янг Бойз», я понимаю, что начало интервью откладывается еще как минимум минут на пятнадцать. Каждый спонсор почитает за долг пригласить Думбия за свой стол, пожать ему руку и отечески похлопать по плечу. И вот наконец мы пробираемся в самый угол банкетного зала и усаживаемся в глубокие кожаные кресла. Бейтрисон и Пайоль садятся рядом – переводить мои вопросы с английского на французский.
– Сейду, вы уже готовите себя к переезду в Россию? Может быть, начали учить язык, например?
– На данный момент я полностью сосредоточен на игре за «Янг Бойз». Клуб впервые за последние 24 года может выиграть золотые медали, и я очень хочу помочь ему это сделать. О России начну думать летом. Хотя преподаватель по немецкому языку в Берне уже подарила мне французско-русский разговорник. Но я, если честно, пока его не открывал.
– Тогда просить вас сказать что-то на русском пока рано. А хотя бы несколько фамилий новых партнеров уже можете назвать?
– Хонда – я помню его еще по Японии, Нецид, Красич. Особенно мне запомнился Красич – очень сильный футболист.
– Летом в ЦСКА из аренды вернется бразильский нападающий Вагнер Лав. Конкуренция за место в атаке обещает быть очень высокой.
– Я совершенно не переживаю по этому поводу. Вряд ли ЦСКА заплатил за меня такие большие деньги, чтобы я сидел там на скамейке.
– Кто-то из близких переедет с вами в Москву?
– Семьи у меня пока нет. В бытовых вопросах мне будет помогать мой переводчик и шофер – этот человек живет в Москве и первое время будет моим главным помощником. Плюс я надеюсь, что меня будет часто навещать директор детской футбольной школы из Абиджана, в которой я начинал заниматься футболом. Его зовут Оливер Кутуа, и, если бы не он, я вряд ли стал бы профессиональным футболистом. Ведь вскоре после поступления в школу я сбежал из нее. Потом какое-то время болтался на улице и зарабатывал тем, что мыл стекла автомобилей. Однажды моим «клиентом» случайно оказался Кутуа. Он узнал меня и вернул обратно в школу. С тех пор Кутуа мне как второй отец.
– Вы смотрели игры ЦСКА с «Севильей» в Лиге чемпионов?
– Конечно! Видел оба матча и еще раз убедился, что зимой сделал правильный выбор. Оказаться в числе восьми лучших клубов Европы – это очень серьезный уровень. Плюс важно, что команда играет в быстрый футбол – я как раз люблю такой. Кстати, я планирую лично поддержать своих будущих партнеров в первом матче с «Интером». От Берна до Милана ехать не очень далеко, и, надеюсь, у меня получится выбраться на игру.
– Что думаете о шансах ЦСКА в четвертьфинале?
– Считаю, команде вполне по силам пройти дальше. Меня очень впечатлили игры против «Севильи», особенно ответный матч. Конечно, все считают фаворитом «Интер», но это может сыграть только на пользу ЦСКА.
– Как-то в интервью вы признались, что рассматриваете чемпионат России в качестве трамплина для перехода в один из европейских топ-клубов. У вас есть какая-то конкретная мечта на этот счет?
– «Челси». Всегда хотел играть на «Стэмфорд Бридж». За «синих» болеет весь Кот-д’Ивуар, потому что в их составе выступают две главные звезды нашего футбола – Дрогба и Калу.
– На вашем счету уже есть пять матчей и два гола за национальную сборную, но на Кубок Африки тренерский штаб вас не вызвал. В ЮАР мы вас тоже вряд ли увидим?
– Надеюсь, что увидите. Хотя в Кот-д’Ивуаре сейчас много сильных нападающих – Дрогба, Калу, Коне, Жервиньо, Диндан, Кадер Кейта… Но я все равно считаю, что мои шансы поехать на чемпионат мира не меньше восьмидесяти процентов, все-таки сезон у меня получается очень хорошим. Многое еще будет зависеть от того, кто будет тренировать нашу команду. После того как Хиддинк отказался, в прессе называют в основном две фамилии – Труссье и Эрикссон (уже через несколько дней после интервью Федерация футбола Кот-д’Ивуара объявила о подписании контракта со шведским специалистом. – Прим. ред.). Но даже если меня в итоге не возьмут в ЮАР, убиваться по этому поводу точно не буду. Мне еще только 22 года, и это не последний чемпионат мира для меня.
Закончив интервью, я прошу Думбия написать какое-нибудь пожелание читателям «ССФ» и болельщикам ЦСКА. Ивуариец охотно берет ручку и пишет по-французски фразу, которую на русский можно перевести так: «Всех приветствую. До скорого».
Берн
Сейду ДУМБИЯ
Родился 31 декабря 1987 года
Рост 179 см, вес 70 кг.
Карьера: выступал за ивуарийские клубы (2000–2005), японские «Касива Рейсол» (2006–2007), «Токусима Вортис» (2008), швейцарский «Янг Бойз» (2008–2010). В январе 2010 года подписал с ЦСКА пятилетний контракт, который начнет действовать в июле.