Когда после первых трех туров "Спартак" из Нальчика внезапно возглавил таблицу, Юрий Красножан от поздравлений отмахивался. Дескать, слишком мало времени прошло, чтоб рассуждать о лидерстве. Да и "слепой" жребий с календарем подсобил.
Позади еще три тура. Соперники стали серьезнее. А Красножан и его команда по-прежнему наверху. Причем забила в чемпионате больше всех. Но Юрий Анатольевич все равно сдержан и обольщаться не спешит.
***
- Когда в 2006-м "Спартак" из Нальчика на старте сезона сенсационно выбился в лидеры, вы говорили: "Мы команда злых и голодных". Теперь вы какие?
- Надеюсь, со спортивной злостью по-прежнему порядок. А голодными мы остались разве что до достижений. Финансовая ситуация в клубе изменилась в лучшую сторону. Тогда мы проводили первый сезон в премьер-лиге. Мотивация была совершенно другая - не потерпеть неудачу. Сейчас клуб развивается, мы уже третий год работаем в одном составе. И потолок этой команды мне пока не виден.
- Многие нынче гадают, в чем секрет успеха "Спартака". А вы как думаете? Да и есть ли он вообще - секрет?
- Неужели на сегодняшний день мы добились чего-то, что вправе назвать успехом? Я так не считаю. Пока все это локальные достижения. Вот когда хотя бы первый круг закончится, тогда и будем делать выводы. О секретах же говорить не приходится. Их не существует. Зато есть алгоритм действий, по которому, например, прошел "Рубин". Курбан Бердыев говорит, что строительство команды начинать надо с крыши. И постепенно подводить к фундаменту. Приблизительно по такому пути мы и двигаемся. Главное - не стоять на месте. Укрепляем не только состав, но и клубный штат. Потихонечку растем в плане инфраструктуры, хотя не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.
- В том же 2006-м на домашних матчах "Спартака" был такой ажиотаж, что люди гроздьями на осветительных мачтах висели. Почему сегодня первое место вашей команды не вызывает в городе прежних эмоций?
- Нет-нет, радость и поддержку в Нальчике мы чувствуем огромную! Болельщики мечтают, чтобы эта сказка продлилась как можно дольше. Верю, что и аншлаги не за горами. А угасание интереса к футболу объяснялось просто. Если раньше любая команда премьер-лиги была в диковинку и собирала в Нальчике полные трибуны, то постепенно к этому привыкли.
- Праздник сменили суровые будни?
- Вот-вот. Конечно, и сами виноваты. Четыре сезона "Спартак" решал одну задачу - удержаться в премьер-лиге. Людям этого уже мало. Они хотят еврокубков, медалей. А еще - зрелищной игры. С этим тоже было туго. И народ к команде охладел.
- С удачным стартом вас наверняка поздравляли многие. Чей звонок больше всего удивил?
- Звонков действительно было немало. Даже не думал, что столько людей разделят радость вместе с нами. Особенно удивился, когда по электронной почте на адрес клуба прислал письмо голландский нападающий Сильвано Комвалиус. Он на Мальте играет. Зимой был у нас на сборах. До контракта не дошло, но, возможно, летом к этому вопросу вернемся. Так вот, Сильвано теперь почти после каждого матча пишет.
- Видимо, очень хочет подписать контракт.
- Если у футболиста есть желание играть в нашей команде, я только рад.
***
- Когда-то в Нальчике было ограничение на покупку игроков: 100 тысяч долларов. Правда, что теперь потолок - 700 тысяч долларов?
- О суммах, в которых нас якобы ограничивают, я узнаю от корреспондентов. Все это ерунда. Впрочем, в таких разговорах есть даже польза.
- Какая?
- Стоит объявить, что у клуба неограниченные финансовые возможности, как средненького игрока тебе начнут предлагать уже не за 100 тысяч, а за полтора миллиона. В футболе это случается сплошь и рядом… На самом деле наши руководители - люди адекватные, понимающие. Если игрок нужен, мы в состоянии заплатить приличные деньги. Так было и раньше - например, с Файзулиным, Рикарду Жезусом, Амисулашвили. Любое приобретение всегда связано с риском. Но когда покупаешь футболиста за миллион долларов - его потом можно продать за пять. А если берешь игрока за 100 тысяч, в клубную казну больше трехсот-четырехсот тысяч он едва ли принесет.
- Рикарду Жезус, который обошелся в полмиллиона долларов, - самый дорогой футболист в истории "Спартака"?
- Нет. Были футболисты подороже. Да и сейчас есть.
- Кстати, вы говорили, что Рикарду Жезус заиграет в любом российском клубе. А Евгений Гинер сказал, что ЦСКА - просто не уровень бразильца. Кто прав?
- Если оценивать набор футбольных качеств, которыми наделен Рикарду Жезус, прав я. Игрок-то действительно неплохой. Но вполне допускаю, что ЦСКА - не его уровень.
- Чего было больше - огорчения или удивления, когда в прошлом году он отказался возвращаться в Нальчик на правах аренды и предпочел Грецию?
- Понимания. Ситуация была непростая. Так что никаких обид на парня у нас нет.
- А что Файзулину мешает раскрыться в Петербурге?
- Надеюсь, никто не будет спорить, что Витя - хороший футболист. Но вот уровня ли "Зенита"? Тоже вопрос. Я переживаю, что в последнее время он редко выходит на поле.
- Из бывших игроков "Спартака" чья неудача в другом клубе стала для вас самой большой неожиданностью?
- Рикарду Жезуса.
- Арсен Венгер, прежде чем подписать новичка, приглашает его к себе домой на ужин. Чтобы по-лучше узнать. Почему вы так не поступаете?
- Знакомство с футболистами обычно происходит в Турции. А там у меня дома нет. Можно, конечно, позвать игрока в ресторан. Так ведь к нам на сборы порой полсотни игроков приезжают. Если каждого в ресторан везти, когда же работать? Поэтому ограничиваюсь беседами за чашкой кофе в лобби-баре. Там тоже можно душевно пообщаться, расположить к себе. Перед тем как увидеть футболиста на поле, я всегда с ним сначала разговариваю. И по одной тренировке выводов не делаю. Кому-то сразу удается проявить себя, другому надо время, чтобы освоиться в новой команде. Было лишь два случая, когда я едва взглянул на игрока и сказал: "Нужен".
- Кто?
- Рикарду Жезус и Амисулашвили.
- Давным-давно в Махачкале чуть не забраковали Рахимича, у которого на первых порах ничего не получалось. А вы к кому присматривались дольше всех?
- К Джудовичу. Один сбор смотрели, второй… Хорошо, что он соглашался приезжать на таких условиях. До последнего сомневались, стоит ли подписывать контракт. А потом выяснилось: Миодраг - наша удача.
- Когда в последний раз доверились интуиции?
- Велик соблазн сказать, что угадали с Дядюном. Но говорить об этом преждевременно. Сыграл-то Володя всего пять матчей.
- Последний случай, когда интуиция вас подвела?
- Бывает, готовишь замену и чувствуешь: "Этот парень поможет". А он не попадает в игру. Так было в домашнем матче с "Аланией", когда выпустил Русича. У словенца сразу не пошло. Но в следующем матче в Казани снова дал шанс - и именно Русич сравнял счет за три минуты до конца.
- Ваш словенец вообще фигура загадочная.
- Только не для специалистов. Все-таки провел пару матчей за сборную, в румынской "Тимишоаре" был на хорошем счету.
- Самые трудные переговоры в вашей жизни?
- С Миланом Йовановичем. Защитник сборной Черногории, в "Аустрии" играл, сейчас - где-то в бундеслиге. Жалко, что зимой с ним не смогли договориться. Тяжело шли переговоры с Отто Фредриксоном. Но нам этот вратарь был необходим, и в итоге сумели найти компромисс.
- Идея создать фарм-клуб в Бразилии еще жива?
- Жива. Правда, пока "заморожена". Не знаю, как другим российским клубам, но нам почему-то работать с бразильцами очень сложно. Что по этому проекту, что по трансферам. Договариваешься о чем-то, потом вдруг непонятно откуда появляется третья сторона. Начинает выдвигать уже свои условия…
- Можете объяснить, как пару лет назад прокололись с бразильцем Фелипе? То, что плохое зрение не позволяет ему играть при искусственном освещении, выяснилось после подписания контракта?
- Да. Это - к вопросу о развитии клуба. Если раньше футболисты проходили обычный медосмотр, то теперь их проверяем от и до. Почти как космонавтов. А с Фелипе еще и языковой барьер помешал. Сказал окулисту - дескать, русского не знаю, буквы в таблице назвать не могу. Но когда всплыла проблема, сразу отправили Фелипе на операцию. После этого играть ему уже ничего не мешало. Между прочим, данные у парня потрясающие. Рост под два метра, пластичный, отличная скорость. 30 метров пробегал за 3,7 секунды!
- Были еще игроки, которые вас обманывали, скрывая проблемы со здоровьем до момента подписания контракта?
- Да не обман это. А наша недоработка. Сейчас все новички заполняют анкету, где указывают, какие были травмы, болезни. На моей памяти никто ничего не утаил. При сегодняшнем уровне медицины сделать это непросто.
***
- Футболисты, поигравшие в Нальчике, говорят, что Красножан никогда не кричит и не ругается матом. Врут?
- Мат, конечно, проскакивает, за что потом себя корю. Что касается крика, то делаю это, наверное, реже, чем тренеры, с которыми ребята работали прежде. Не люблю шуметь.
- Когда в последний раз в раздевалке разговаривали громко даже для самого себя?
- В середине прошлого сезона. "Спартак" опустился на 15-е место. Играли дома матч, в котором не увидел у команды рвения и понимания сложнейшей ситуации. Вот и пришлось в перерыве жестко поговорить.
- Однажды Миодраг Божович столкнулся в ночном клубе со своими игроками. "Ребята, завтра тренировка", - напомнил он и попрощался. Как бы вы повели себя в такой ситуации?
- Разумеется, "строить" футболистов у всех на глазах не будешь. Но достаточно того, что они тебя видят. И чаще всего стараются побыстрее уйти.
- А вы наутро особенно тщательно измеряете у них давление?
- Давление проверяем каждый день. Только поймите правильно - контролируем не поведение игроков. А их функциональное состояние.
- Нальчик - город маленький. Наверняка о любой проделке игрока вам известно на следующий день?
- Если не на следующий, то через неделю-другую - точно. Мир ведь не без "добрых" людей.
- Тому же Божовичу, чтобы снять стресс после матча, надо раскурить сигару. А вам?
- Если побеждаем, стресс уходит сам. А после поражений нужно пересмотреть матч в записи. Это успокаивает. Сразу замечаешь ошибки, причем не только футболистов, но и тренерского штаба. Если ошибки понятны, становится ясно, куда двигаться дальше.
- Четыре года назад вы стали почетным гражданином Нальчика. Хоть раз воспользовались льготами?
- Понятия не имею, какие привилегии это дает. Бесплатный проезд в транспорте, по-моему, уже отменили. Остались какие-то выплаты - кажется, в размере 16 минимальных окладов. Но и этих денег я не получал. Даже не интересовался, что для этого нужно. Диплома почетного гражданина мне вполне достаточно.