Президент РФПЛ Сергей Прядкин рассказал, как лига готовится к продлению контракта с РФС, срок которого истекает в конце 2010 года, выразил свое мнение о показе матчей на «НТВ-Плюс» и общедоступных федеральных каналах, а также сообщил подробности работы по решению вопроса с лимитом на легионеров.
– В последнее время идет много разговоров о смягчении лимита на легионеров. Какие последние новости есть в этом вопросе?
– Сезон мы закончим с тем лимитом на легионеров, который у нас есть, 6+5. И в дальнейшем не хотелось бы отходить от того плана, который был принят при составлении общей стратегии развития российского футбола. Но, предполагаю, нам предстоят жаркие дискуссии по поводу лимита.
Проблема эта, кстати, волнует не только нас. Не так давно у меня состоялся разговор с президентом ФФУ Григорием Суркисом. Он захотел узнать мое мнение, как президента РПФЛ, о лимите на легионеров. Украинцы переходят на 6+5 в 2011 году. Я ему высказал свое мнение относительно именно чемпионата Украины: взвесить все «за» и «против» и пока не торопиться делать резких шагов по ужесточению лимита. Безусловно, ниже лимита 7+4 нельзя опускаться ни в коем случае. Иначе наступит окончательный коллапс в воспитании молодых футболистов.
Что же касается российского футбола, то вопросов очень много.
Почти все клубы премьер-лиги поднимают вопрос о смягчении лимита. 6+5 достаточно жесткая форма, считают они.
Конечно, такая схема позволяет «засветить» большое количество российских молодых футболистов, но пока она не способствует развитию мастерства игроков и повышению зрелищности футбола. Мы проанализировали работу с легионерами и с молодежью, которую ведут некоторые клубы премьер-лиги. Понятно же, что при наличии высококлассных иностранных футболистов за ними начинают тянуться и молодые российские игроки. У нас сейчас мало высококлассных легионеров. Поэтому нужно найти такую пропорцию, когда попадание в состав в условиях жесткой конкуренции будет возможно только при высоком мастерстве игрока.
Футбол – коммерческий продукт. И будущее российского футбола за частными клубами, за частными капиталами, которые нужно вкладывать в футбол. В этом я полностью согласен с президентом ЦСКА Евгением Гинером. На данный момент возникает большая проблема с российскими футболистами, причем не только молодыми, цена на которых неадекватно высока. Зачастую она не соответствует их качеству, и пусть на меня никто не обижается. Только лишь наличие российского паспорта позволяет агентам этих футболистов диктовать свои условия клубам. Это неправильно.
Считаю, увеличение лимита возможно только в том случае, если легионеры будут очень высокого класса. На мой взгляд, самым лучшим примером служит процедура получения разрешения на работу в английской премьер-лиге. У них вообще есть чему поучиться. Только футболисты, сыгравшие определенное количество матчей за сборную своей страны (притом это относится к ограниченному количеству стран), имеют право играть в английской премьер-лиге. Поэтому они защищены от игроков низкого уровня.
– Чем, помимо вопроса о лимите на легионеров, сегодня живет российская премьер-лига?
– У нас наступают очень напряженные дни.
В этом году у премьер-лиги заканчивается договор с РФС по передаче коммерческих прав на проведение соревнований в высшем дивизионе российского футбола. Нам предстоит этот договор продлевать.
Лига ведь изначально создавалась для того, чтобы единой группой клубы элитного дивизиона могли зарабатывать деньги. Могли строить свою политику в отношении селекции, организации и проведения матчей. Чтобы была возможность сообща решать все возникающие проблемы.
Из этого вопроса вытекает сразу же следующий, который сейчас решают почти все сотрудники РФПЛ. У нас в 2010 году заканчиваются все основные контракты с основными нашими партнерами – и с «НТВ-Плюс», и с титульным спонсором чемпионата компанией «Росгосстрах». Есть только пара спонсоров, с которыми контракты подписаны до конца 2011 года. Сейчас совместно с представителями клубов работают две группы. Одна занимается вопросами телевизионных прав, а другая занимается формированием спонсорских пакетов и их подписанием на будущий сезон.
Многие вопросы должны быть решены к моменту завершения первого круга соревнования. У нас намечено общее собрание членов РФПЛ на это время. Помимо этого необходимо согласовать работу арбитров, делегатов и инспекторов на второй круг чемпионата. Это будет насыщенное по количеству вопросов собрание. На нем в том числе будут обсуждаться вопросы взаимоотношений с РФС с медийными партнерами и со спонсорами. Так что 2010 год у нас будет непростой.
– Вы сказали, что основной задачей лиги является зарабатывание денег.
– Это только одно из основных направлений работы. У нас есть стратегия развития лиги, принятая два года назад. С точки зрения организационной работы у моих коллег, которые доверили мне руководить лигой, претензий нет. Мы четко отладили весь механизм работы.
Что же касается коммерческой составляющей, то мы с $35 млн доросли до $54 млн.
При этом у нас были объективные сложности, иначе бы рост был еще больше. Мы благодарны компаниям, которые во время финансового кризиса продолжили с нами работу. Поэтому, если я приму решение выдвигать свою кандидатуру на выборы президента РФПЛ, которые также состоятся в конце 2010 года, основным пунктом моей программы будет коммерческая составляющая. У нас уже есть опыт работы в этом направлении.
Не менее важными являются спортивные вопросы. Уже говорили, сколько легионеров должно быть и что в себя включает понятие «легионер». Необходимость перехода на систему весна-осень. Переходные турниры из первого дивизиона в премьер-лигу – так называемые «стыковые» матчи. Очень серьезное предстоит обсуждение.
– Говоря про коммерческую составляющую, необходимо учитывать, что основным источником доходов является продажа телеправ на показ матчей. Сейчас сложилась ситуация, когда телеканал «Россия 2» просто забирает себе лучшие матчи, пользуясь поддержкой правительства. Не учитывая при этом, что попросту ворует деньги у российского футбола.
– На этот вопрос буду отвечать постепенно. Во-первых, каждый тур, по согласованию с «НТВ-Плюс», право первого выбора матча из тура забирает Первый канал. То есть лучший матч болельщик видит по телевизору бесплатно. Что же касается появления матчей чемпионата на других общедоступных каналах, то в этом решающую роль сыграло государство. Получается не очень правильная ситуация.
Компания «НТВ-Плюс» нам платит деньги. А у неё административным ресурсом забирается один или два матча в каждом туре, для того чтобы показать на общедоступном канале.
При этом эксклюзивный пакет дробится, что, конечно, не очень устраивает и нас, и нашего партнера.
Мы много беседовали с представителями «НТВ-Плюс». У нас есть перспективы работы и с лигой, и с клубами. Пока еще спутниковые тарелки этой телекомпании не очень распространены на территории России, то есть охват аудитории не очень большой. Если бы дело обстояло иначе, то и от населения претензий было бы меньше. Меньше было бы обращений к руководству страны, чтобы показывали футбол на общероссийском канале. Но я думаю, все понимают, что эксклюзив должен существовать, если за него заплачены немалые средства. Средства, которые идут на развитие футбола.
Другое дело, как этот эксклюзив будет продаваться. У нас сейчас есть несколько вариантов дальнейших взаимоотношений с «НТВ-Плюс». Пока не буду раскрывать всех нюансов. Переговоры ведутся. В них принимают участие и представители клубов. Мы уверены, что сумеем договориться.
При этом «Россия» в этом сезоне начала показывать матчи премьер-лиги с 6-го тура, если не ошибаюсь. И у «НТВ-Плюс», как мне известно, после этого увеличилась продажа ресиверов и тарелок. Наверное, из-за роста популярности футбола. То есть оборудование населению вполне доступно. Более того, «НТВ-Плюс» сейчас разрабатывает еще более доступный пакет по сравнению с уже имеющимися. В телекомпании понимают, что необходимо идти в массы.
Что же касается самих клубов, чьи интересы РФПЛ представляет, то они хотят расширить не только общение с «НТВ-Плюс», но и расширить круг телекомпаний-партнеров.
Которые смогли бы принять участие в тендере на право показа матчей чемпионата, розыгрышей кубков. Мы заинтересованы в хорошей конкуренции между теле- и радиокомпаниями. Могу сказать, что такой интерес у некоторых телеканалов уже начинает появляться. В Нидерландах вообще у футбольной лиги есть свой собственный телеканал. Так что работы предстоит очень много. Уже осенью мне придется отчитываться перед клубами премьер-лиги по этому вопросу. Есть в перспективе планы создания 2–3 платных спортивных телеканалов через два-три года.
Есть еще один момент. Телевизионный рейтинг напрямую зависит от посещаемости матчей. В этом сезоне она упала. Я надеюсь, что после летней паузы зрелищность чемпионата увеличится.
– Может быть, посещаемость упала из-за того, что упало качество футбола, показываемого командами «большой пятерки»?
– Такие выводы еще рано делать. Увидите, что будет на финише чемпионата. Увидите, какая будет битва за место в кубковой зоне, за место в тройке лидеров. К тому же у нас была достаточно затяжная зима. И некоторые стадионы вошли в сезон с очень плохими газонами. Возможно, и я проявил слабость. Вначале запретил проводить матчи на некоторых стадионах, а потом разрешил. Сейчас ситуация улучшилась. В «Сибири» стелют новый газон, в Казани, в Самаре вопрос с газоном решается. Кстати, клубы сами видят, что снизилась посещаемость. И начинают проводить различные акции и конкурсы, чтобы привлечь болельщика на трибуны.
– Может быть, просто нужно начать выигрывать?
– Я так скажу: на матчи команд периферийных ходит очень много болельщиков. Вне зависимости от того, проигрывает команда или нет. Взять те же «Крылья». В начале сезона мало было народа. А сейчас снова стадион заполняется. К тому же так называемые «середнячки», как их называют в Москве и Питере, сейчас способны испортить кровь кому угодно.
Где сейчас команды, которые ставили перед собой самые высокие задачи перед сезоном? На 8 или 10 месте.
А то и еще ниже. Не надо забывать и о том, что у руководителей, тренеров и футболистов местных команд есть особое настроение, чтобы побеждать московский «Спартак», ЦСКА или «Динамо». Задачи на сезон могут быть скромными, а в этих конкретных матчах нужны только победы. Так и произошло во Владикавказе, когда был разгромлен «Спартак». Я не знаю, как «Алания» закончит сезон. Но поставленную на конкретный матч задачу она выполнили.
– Какие у РФПЛ сейчас взаимоотношения с ВОБ после его фактического распада?
– Мы всячески поддерживали организованное объединение болельщиков, когда оно возникло. Как представители различных фан-движений все вместе поддерживали нашу сборную, не надо и вспоминать. Нам даже иностранные футболисты, приезжавшие в Россию играть, завидовали. Но, к сожалению, решить внутренние разногласия, возникшие внутри движения, они не смогли. Мы в этом конфликте решили так: пусть вначале они разберутся внутри себя, проведут демократичные выборы, а потом мы будем рады продолжить с ними работать.
Согласно последней информации, что есть у меня, некоторые фан-объединения собираются вернуться в ВОБ. Мы наблюдаем и готовы продолжить работу. Как и РФС.
– Как представитель интернет-издания не могу не поинтересоваться: сейчас многие спортивные мероприятия уже можно смотреть через интернет. Какие у вас планы в этом направлении?
– Признаюсь, что когда я уезжаю заграницу, а в российском чемпионате идет какой-либо матч, то я звоню знакомым и прошу дать ссылку, чтобы посмотреть игру. К сожалению, пока все эти сайты являются пиратскими и нарушают права телекомпаний и клубов. Однако я надеюсь, более того, я знаю, что работа в этом направлении как клубами, так и телекомпаниями ведется. Возможно, в скором времени у болельщиков будет возможность смотреть матчи через интернет. При наличии необходимого оборудования. Мы тоже об этом думаем и предпринимаем определенные шаги.