Сегодня Виктору Тихонову исполняется 80 лет. Легендарный человек! По его биографии можно писать летопись отечественного хоккея. В день рождения юбиляра «СС» предложил известным людям поднять тост за Виктора Васильевича.
ЗА ПОНИМАНИЕ ВРАТАРСКОГО ДЕЛА!
Владислав ТРЕТЬЯК,
президент ФХР, трехкратный олимпийский чемпион:
– Приятно, что Виктор Васильевич к вратарям всегда относился с особой любовью. Он понимал, как много значит голкипер для команды. Что к нему нужен особый подход. И если полевые игроки порой едва ли не выли от нагрузок, то мы находились на льготном положении. Занимались по спецпрограмме – с мячами, скакалками. Мне всегда было приятно с ним работать. Тихонов понимал: если я плохо сыграю, меня не надо ругать. Я и так себя ругаю.
Весной 1981 года, незадолго до чемпионата мира, ЦСКА играл в Горьком с местным «Торпедо». И представляете, когда мы приехали во дворец и выходили из автобуса, я угодил в полуоткрытый люк и сломал ногу! Врачи наложили гипс, прописали три недели покоя. Так что придумал Тихонов? Меня на «скорой помощи» стали возить на каждую тренировку армейцев! Я сидел на скамейке, и Виктор Кузькин бросал мне теннисные мячи, чтобы реакция не пропадала. А в моей квартире поставили специальный тренажер в виде лодки, и я качал мышцы.
Когда через три недели вышел на лед, сразу почувствовал, что не в форме – навыки утеряны. Потому от участия в чемпионате мира отказался. Но Тихонов отрезал: «Владислав, ты поедешь. Мы в тебя верим!» В итоге сборная СССР стала чемпионом мира, а меня признали лучшим голкипером турнира.
Предлагаю тост за доверие, за уважение, понимание вами, Виктор Васильевич, вратарского дела!
ЗА ТЕХ, КТО НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ!
Борис МАЙОРОВ,
двукратный олимпийский чемпион, заслуженный тренер страны:
– Виктор Васильевич настолько погружен в хоккей, что отвлечь его на посторонние дела невозможно. Ну не остается у него времени на них! Но однажды он мне все-таки признался: «Жаль, иностранных языков не знаю».
По этому поводу у меня с ним как-то приключилась забавная история. Мы находились в турне по Канаде, играли с клубами НХЛ. В самолете я взял местную газету и прочитал в ней репортаж о матче нашего следующего соперника. А заметка была подробная, по-канадски ко всем хоккейным нюансам дотошная.
И вот мы выходим из самолета, я беру Тихонова под локоток. И вываливаю на него информацию – команда здесь такая-то, тактики придерживается следующей, указываю, какое место она занимает в своей группе… И вижу, в глазах Тихонова растет изумление. А я продолжаю: эта команда чуть лучше той, с которой мы играли, перечисляю сильнейших игроков… В конце речи Тихонов выдавил из себя с большим уважением в голосе: «Откуда ты это все знаешь?». А я ему: «Газеты надо читать!». Долго оба смеялись…
С Тихоновым мы до сих пор в тесных дружеских отношениях. Вот на днях на Исполкоме ФХР сидели рядом. Виктор Васильевич в стороне от обсуждения проблем сборной не остался. Покритиковал тренеров за недостаточно жесткое управление командой. Сказал, что начальник подстраиваться под мнение игроков не имеет права. Что в каких бы хороших отношениях тренер ни находился с хоккеистами, спрос с них должен быть жестким…
Виктор Васильевич, желаю тебе как можно дольше оставаться на переднем хоккейном крае, где слово твое по-прежнему весомо, и на всех уровнях к нему прислушиваются.
ЗА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ!
Алексей КАСАТОНОВ,
двукратный олимпийский чемпион:
– Успехи ЦСКА и сборной страны базировались на строжайшей дисциплине. Не могло быть и речи, чтобы Тихонов пропустил тренировку. Он всегда был с командой и такого же отношения требовал от игроков. За годы совместной работы я так проникся его установками, что соблюдал их даже на отдыхе.
Да и сам Тихонов не позволял себе послаблений даже в день рождения. В начале 80-х после очередного успешного сезона мы с Фетисовым собрались в отпуск в Ялту. И так получилось, что билеты на самолет взяли на 4 июня. А Тихонов уже находился в Крыму – отдыхал в санатории ракетных войск, прямо у Медведь-горы. Как раз по пути из аэропорта в Ялту. Мы с Фетисовым и решили навестить тренера, лично поздравить с именинами. Купили цветы, бутылку элитного коньяка… Стучим в дверь его люкса. Дверь открывает Татьяна Васильевна, супруга Тихонова. Заходим. И теряем дар речи. Виктор Васильевич в одних шортах сидит за столом и что-то пишет в свой знаменитый блокнот! Видимо, уже готовил план занятий на следующий сезон.
Тихонов принял нас радушно, напоил чаем, угостил фруктами. Но даже намека не было на то, чтобы открыть коньяк. А мы на это очень рассчитывали – погода стояла отличная, настроение отпускное…
Теперь я не упущу возможности поднять бокал за учителя, старшего товарища, друга.
Вы, Виктор Васильевич, и сейчас в отличной форме. Желаю вам сохранять работоспособность еще многие годы. Чтобы вам хватило сил и энергии возродить наш ЦСКА. Чтобы другой Виктор Васильевич, ваш внук, радовал деда и родителей своей игрой и нашел свою команду. Долгих лет и здоровья вашей супруге Татьяне Васильевне!
ЗА ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ!
Павел БУРЕ,
чемпион мира:
– Я с детства занимался в ЦСКА. И, как любой пацан, мечтал играть за армейскую команду… И вот мне 16 лет. Я тренируюсь с вторым-третьим составом. А тут зимой армейцы возвращаются из турне по Северной Америке, и меня вызывают в основу! «Завтра ты, Буре, будешь играть настоящий матч на первенство СССР. Против рижского «Динамо».
Событие жизни!
Виктора Васильевича я только видел по телевизору. Комментаторы о Тихонове всегда говорили так: «Наш тренер очень выдержан. Сохраняет спокойствие даже в трудных ситуациях».
И вот первый период против Риги. Я выскакиваю на лед в четвертом звене. Мы сразу выходим «2 в 1» с Михаилом Васильевым. Он отдает пас, и я первым же касанием забиваю гол. Вот как получилось!
Я очень доволен. Но ЦСКА уступает после первого периода. Тихонов заходит в раздевалку и устраивает разнос первой пятерке: Фетисову, Касатонову, Макарову… Я сильно испугался: если он на великих так кричит, то меня просто уничтожит, если я ошибусь. После такого я даже шайбу трогать не хотел.
Хорошо, что ЦСКА редко проигрывал. Когда такое случалось, Тихонов устраивал долгое собрание. Четвертую-третью пятерки он редко трогал. Ругался на лидеров, которые решают судьбу матчей. Когда я дорос до первого звена, доставалось и мне.
И в те же 16 лет я узнал Тихонова с другой стороны. На утреннюю тренировку ЦСКА я не ходил. Виктор Васильевич говорил: «Тебе, Буре, нужно сначала школу закончить. А уже потом хоккей». Но по вечерам нужно было ездить на базу в Архангельское.
У Тихонова в то время была черная «Волга» с шофером. Это как сегодня иметь личный самолет. И вот он предлагает: «Садись в машину, вместе поедем на базу». Обычно Тихонов в дороге делал много заметок, готовился к матчу. А тут мы просто разговаривали. Я задавал вопросы, которые у меня давно были о ЦСКА. Виктор Васильевич терпеливо отвечал. Если бы в детстве мне сказали, что я вот так запросто буду ехать вместе с такой легендой – ни за что бы ни поверил.
Я всегда приглашаю своего тренера на дни рождения, он был у меня на свадьбе. Тогда Тихонов произнес тост: «Я многих мастеров воспитал. Но ты, Павел – один из лучших учеников, которыми я горжусь». Для меня это очень важная оценка, Виктор Васильевич!
Здоровья вам! Спасибо за все! За мои 16 лет, когда вы дали мне путевку в жизнь. За то, что и сейчас находите время для встреч, советов. Считаю вас своим духовным наставником.
ЗА НАШ ОЛИМПИЙСКИЙ ХЕТ-ТРИК!
Андрей ХОМУТОВ, трехкратный олимпийский чемпион:
– Попасть в великий ЦСКА в те годы мечтали все. Когда пятерку юниоров из Горького и меня в их числе позвали в армейский клуб, я был на седьмом небе от счастья. Готов был терпеть невзгоды и лишения, чтобы закрепиться в ЦСКА, поработать с великим Тихоновым. Одно время пришлось даже ночевать в раздевалке, тренироваться бог весть в чем.
Виктор Васильевич сразу отнесся ко мне с доверием. И вскоре я попал в основной состав. Меня поставили в тройку к хоккейным академикам Петрову и Харламову. Спасибо Тихонову за эту школу! А в конце дебютного сезона Виктор Васильевич повез меня на чемпионат мира в Швецию, а потом – на Кубок Канады-81! Мне было ужасно неловко, что на эти турниры не взяли легенду Валерия Борисовича Харламова, а вместо него включили в сборную новичка.
Много всякого было за десять лет совместной работы с Тихоновым, в том числе и обиды. Игроков тогда мариновали на базе, выходной давали один раз в месяц, жены и родственники были недовольны. Но сейчас все это кажется пустяком. В память врезались олимпийские победы. В 1984 году мы победили в Сараево, через четыре года – в Калгари, а в 1992 году – в Альбервиле. В моей коллекции три золота Олимпиады, столько же у Тихонова.
Так давайте же, Виктор Васильевич, в день вашего юбилея поднимем бокалы за наш золотой олимпийский хет-трик!
ЗА ФАНАТИЗМ И ПРЕДАННОСТЬ ХОККЕЮ!
Сергей ГИМАЕВ,
лучший хоккейный комментатор России:
– Виктора Тихонова я сумел понять и по-настоящему оценить спустя годы после ухода из большого спорта, когда сам стал тренером. А ведь сколько накопилось обиды после того, как меня в середине 80-х, по сути, убрали из ЦСКА. Но время лечит. В ту эпоху конкуренция в армейской команде была сумасшедшей. Несколько сезонов находясь в шаге от сборной СССР, я так ни разу не попал на чемпионат мира. Хотя Приз «Известий» выигрывал, да и в сериях за океаном неоднократно участвовал. Виктор Васильевич пришел в ЦСКА на год позже меня и сразу стал требовать, невзирая на былые заслуги. Ветераны ворчали, встретили перемены в штыки.
Таких фанатов хоккея, как Тихонов, я не встречал ни прежде, ни сейчас. Его обвиняли в том, что он не видел в игроке личность. Но Виктор Васильевич спрашивал с других так же, как с себя. Для него только хоккей был на первом месте.
На базе ЦСКА в Архангельском туалет находился не в номере, а на этаже. Бывало, надо туда ночью – проходишь мимо комнаты Тихонова. А в ней всегда горит свет. Виктор Васильевич просматривает видео. Он первым из наших тренеров начал пользоваться видеомагнитофоном, о котором в 70-х знали единицы. А сколько замечательных идей родилось в его голове во время сна! Не зря же Тихонов всегда держал рядом с подушкой блокнот и карандаш.
Виктор Васильевич, предлагаю тост за ваш фанатизм и преданность хоккею!
ЗА ТЕРПЕНИЕ!
Сергей МОЗЯКИН,
двукратный чемпион мира, лучший бомбардир КХЛ:
– Я пришел к Виктору Васильевичу в ЦСКА в 1999 году, когда его команда играла во втором дивизионе. Сезона три Тихонов ругал меня едва ли не на каждом разборе полетов. Всякий раз узнавал о себе много нового. Но терпел, стиснув зубы.
Помню, летом на сборе в Чехии я и еще два молодых игрока (Шкотов и Жердев. – Прим. ред.) опоздали в гостиницу к отбою. Виктор Васильевич узнал о том, что мы нарушили режим, и закрутил гайки. Одного парня (Шкотова. – Прим. ред.) немедленно отчислили из ЦСКА, вскоре со скандалом покинул команду и второй из нашей троицы. Я же отделался штрафом. Даже удивился: с чего это Тихонов проявил ко мне такую снисходительность?
По ходу того сезона Виктор Васильевич на своих долгих установках вдруг прекратил меня костерить. А потом пригласил в сборную на финский этап Евротура. В матче с чехами я не забил буллит, но не услышал от тренера даже слова упрека. Потом на московском Кубке «Балтики» мне сломали ногу, и я надолго выбыл из строя. На чемпионат мира-2004 в Чехию поехал запасным – стоял в «листе ожидания», однако в заявку Тихонов включил тогда другого игрока из ЦСКА (Пронина. – Прим. ред.). Было обидно, но тот случай меня закалил. Теперь на подобные тренерские решения смотрю философски.
После этого наши с Тихоновым пути разошлись. Жаль, так и не довелось сыграть у Тихонова в сборной на чемпионате мира. Но Виктору Васильевичу я благодарен. Он вылепил игрока из зеленого новичка.
Виктор Васильевич, за ваше терпение!
ЗА ВИТЮ, ДЛЯ КОТОРОГО 80 ЛЕТ – СЕМЕЧКИ!
Александр ШИРВИНДТ,
народный артист России, художественный руководитель Театра сатиры:
– О, это было замечательное время! Тогда советских хоккеистов в зарубежных турне сопровождала армия поддержки. Начал эту традицию еще дядя Толя Тарасов, а продолжил Витя. Если сравнивать темпераменты двух тренеров – это огонь и лед. Смотрю сейчас на Славу Быкова… Явно тихоновское наследие. Человек, вбитый в скамейку! Только желваки по лицу гуляют… А Тарасов – это был смерч, летающий по потолку.
Тарасов и Тихонов – золотое сечение нашего хоккея. Раньше мы с Витей дружили плотнее, но я до сих пор слежу за его судьбой. И очень рад, что он продолжает эстафету поддержки хоккеистов на крупных соревнованиях.
Мы вместе много раз летали в Канаду… Да где только не были! Вспоминаю огромные отели, и в них для каждой команды – свой завтрако-обеденный отсек. Колючей проволокой нас от других сборных не отделяли, но все было отдельно. И вот после матча мои друзья-хоккеисты во главе с Сашкой Мальцевым усаживались за столы, а к ним выходила наша «банда». Покойный Евгений Мартынов как затянет «Яблони в цвету»… Из всех щелей к нам начинали подтягиваться финны, шведы, канадцы: «Что происходит?». Они поздно вечером доедали кашу, а тут вдруг у русских какой-то шабаш! Это был замечательный допинг для команды. Витя возил нас всюду…
Мне трудно поверить, что ему уже 80! Смотрел недавно хоккейную пресс-конференцию, где еще один мой замечательный друг Владислав Третьяк говорил, что они хотят оставить Быкова в сборной, что надо подумать… Что тут думать?! Слава – замечательный тренер, он продолжает славные традиции советского спорта.
Я поднимаю тост за Витю. Человек штучный. Талант не купишь и не продашь. И 80 лет для него – семечки. Он до сих пор с горящими глазами рассуждает о будущем отечественного хоккея. Вот таким всегда и оставайся! Ну что, Вить, договорились?