Студенты факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA посетили тренировочную базу ПФК ЦСКА в подмосковных Ватутинках, где подробно познакомились с ее структурой, а затем стали свидетелями полуторачасовой тренировки основного состава. После окончания занятия на вопросы студентов ответил главный тренер армейцев Леонид Слуцкий.
О кадровых проблемах ЦСКА
«У нас сейчас достаточно сложная ситуация. В том смысле, что мы не знаем точно, каков будет состав команды после чемпионата мира. Если останутся Красич и Гильерме, если вернется Вагнер, то с учетом того, что к нам точно присоединится Думбия, можно будет говорить о том, что в кардинальном усилении ЦСКА не нуждается. Если же всех этих футболистов не будет, то им придется искать замену, в первую очередь Красичу. По поводу конкретных кандидатур ничего сказать не могу, уверен лишь, что если Милош уйдет, то нам придется покупать на его место человека, готового тут же сыграть за основу. Думаю, такая покупка может обойтись никак не меньше, чем в 10 миллионов долларов.
Что касается Вагнера Лава. Я отдаю себе отчет в том, что мотивации для возвращения в Россию у него нет никакой. Он здесь уже все выиграл. Деньги? Но вы знаете, он и во «Фламенго» не сильно потерял в зарплате по сравнению с Россией. Бытовая устроенность? Что бы кто ни говорил, бразильцам у нас неуютно, да и для воспитания бразильских детей Россия – не самое подходящее место. Так что, учитывая все эти обстоятельства, мы очень рассчитываем на то, что в ближайшее время нам поступит серьезное предложение о продаже Вагнера. Но если его не последует, ему придется вернуться в ЦСКА. Его аренду мы продлевать не намерены.
О других арендованных игроках. К нам уже присоединился Калоуда. И кроме того, мы подумываем над тем, чтобы вернуть Джанера – если это произойдет, он будет конкурировать за место в составе с Гонсалесом и Щенниковым. Больше мы никого возвращать не собираемся. Маазу? Он очень приличный игрок, и спрос на европейском рынке на него есть и будет. Но в ЦСКА он не прижился, не смог адаптироваться. Могу признать, что часть ответственности за это лежит и на клубе. Он ведь франкоговорящий, по английски едва мог объясниться, а у нас даже переводчика, знающего французский, не было. Словом, он был здесь совсем один, даже девушку свою не мог привезти, поскольку она училась во Франции. Плюс к тому Мусса очень религиозен, он держал мусульманские посты, что, конечно, профессиональному футболисту на пользу идти никак не может. В общем, что здесь можно сказать? В «Шахтере» существует целый отдел, сотрудники которого отвечают именно за адаптацию легионеров. У нас такого пока нет. Но все равно, все ошибки, допущенные в случае с Маазу, мы постараемся учесть и не повторить уже в ближайшее время, когда в команду приедет еще один франкофон – Думбия».
О назначении Дика Адвоката на пост главного тренера сборной России
«К этому назначению я отношусь просто, как к факту. Судить о том, какой Адвокат тренер, сейчас слишком рано. То есть понятно, конечно, что клубный тренер он высококлассный, но вот какой он тренер сборной? Мне, например, совершенно непонятно, что Адвокат (да и любой другой тренер) может сделать с командой накануне отборочного турнира за тот срок, что ему будет предоставлен. Ведь вот сыграют они 11 августа с Болгарией и буквально через две недели после этого – старт официального отбора. И перед каждой его игрой – двухдневный сбор. За это время построить команду, поставить какую-то игру совершенно невозможно. А возможно лишь угадать с составом на каждый конкретный матч. Поэтому я думаю, что на этом этапе Адвокат будет действовать во многом интуитивно и ставить станет в первую очередь на футболистов, возможности которых ему хорошо известны, в которых он верит. Что, кстати сказать, абсолютно естественно.
Ровно то же самое ведь было и с Хиддинком. Оба отборочных цикла, что мы с ним прошли, никак нельзя назвать удачными, ведь понятно же, что если бы не хорваты, то нас и на Евро-2008 тоже не было бы. Но вот когда Хиддинк получил команду не на два дня, а на полтора месяца, вот тут он и проявил себя во всей красе… Словом, я полагаю, что судить об успехе или, наоборот, неуспехе Адвоката на посту тренера сборной России в полной мере можно будет только после окончания Евро-2012. Если мы, конечно, туда пробьемся».
О революции Гуса Хиддинка
«Хиддинк, я думаю, совершил в нашем футболе настоящую революцию. Во- первых он поменял отношение к сборной. При нем команда перестала нуждаться в чем бы то ни было. Лучшие отели, лучшие самолеты, очень хорошие премиальные. А ведь до него, бывало, администраторы экипировку, и ту футболистам выдавали за пару часов до игры, прямо в автобусе. В этом смысле Адвокату нелегко быть преемником Хиддинка. Еще лучшие самолеты, еще лучшие гостиницы и еще более внушительные премиальные ему для сборной пробить не удастся. Просто потому, что они и так уже самые лучшие и самые внушительные, какие только быть могут.
И второе – Хиддинку удалось то, что до него не удавалось никому. Он смог поменять менталитет наших футболистов. Заставил их поверить в себя. И это, конечно, мог сделать только человек с громадным опытом и огромным, не локальным авторитетом. Потому, что когда Гус говорил Аршавину: «Андрей, ты – лучший», то Аршавин понимал, что этот тренер сравнивает его с футболистами «Реала», «Челси» и сборной Голландии, которые ему доводилось тренировать. А, допустим, если то же самое Андрею сказал бы я, то он бы, пожалуй, про себя подумал: «Да ладно тебе рассказывать! Что я лучше игроков «Москвы» и «Крыльев», я и без тебя знаю». Зато теперь, после Хиддинка, Аршавин, похоже, настолько уверовал в то, что он и впрямь лучший, что даже если ему сейчас каждый день с утра до ночи будут вдалбливать обратное, у него эта мысль из головы уже никуда не улетучится».
О противостоянии с «Интером» в Лиге чемпионов
«Знаете, я считаю, что пройти «Интер» мы могли только в одном случае. Если бы все игроки основного состава подошли к этим матчам в 100-процентной готовности, на самом пике формы. Я не скажу, конечно, что тогда мы обязательно бы выиграли, но шансов у нас определенно было бы побольше. А так... Обидно... Ведь получилось, что у нас очень неважно чувствовала себя практически вся группа атаки – Красич не набрал оптимальной формы, Дзагоев, вы знаете, пропустил практически всю предсезонку, Гильерме только-только начал приходить в себя после травмы, а Гонсалес, наоборот, травмировался.
Тут я могу провести параллель между нашими матчами с «Интером» и стыковыми играми сборной со Словенией. Я считаю, что там все дело было отнюдь не в недооценке соперника, каких-то шапкозакидательских настроениях, а исключительно в том, что наши ключевые игроки находились не в лучших кондициях. Павлюченко долго не имел игровой практики в «Тоттенхэме», Жирков едва оправился от травмы, Аршавин, вы помните, сам рассказывал, что очень недоволен собой и не понимает, в чем дело. Такое стечение обстоятельств. Оно-то в итоге все и решило: ведь сложно спорить с тем, что разница между Словенией и Россией заключается в том, что у России есть некоторое количество игроков, которых можно причислить к звездам, а у Словении их нет. И вот эти немногие звезды не сыграли так, как могли бы, класс команд таким образом уровнялся и произошло то, что произошло… Думаю, если бы эти трое выступили на привычном для себя уровне, никаких проблем со Словенией у нашей сборной не было бы».
О чемпионате мира
«Ничего особенного в плане каких-то тактических новинок я от этого турнира не жду. Больше того, считаю, что нынешняя Лига Чемпионов, начиная со стадии плей-офф, турнир куда более сильный, чем чемпионат мира. Но, конечно, в историческом, эмоциональном аспекте мундиаль по прежнему вне конкуренции.
Кого я считаю главным претендентом на победу? Я сказал бы, наверное, что Испанию. Но она – совершенно явный, абсолютно очевидный фаворит, а очевидные фавориты чемпионат мира ни разу не выигрывали. Да и вообще, я думаю, расклад будет меняться с калейдоскопической быстротой. И немало будет зависеть, в частности, от того, ведущие игроки каких команд смогут отыграть турнир без травм. Вот, скажем, очень многие с надеждой смотрели на Голландию, но травма Роббена внесла свои коррективы. Как они будут играть без него? Непонятно.
Что я думаю о перспективах участников чемпионата мира, выступающих за ЦСКА? Я думаю, что у всех у них – и у Одиа, и у Гонсалеса, и у Красича, и у Хонды – перспективы очень и очень неплохие. Что – то мне подсказывает, что Хонда вообще может стать открытием турнира. В последнее время он, конечно, несколько подустал, но, думаю, сама атмосфера чемпионата мира вдохнет в него новые эмоции и силы, и он выстрелит... Да, само собой, интересно будет понаблюдать за Думбией. После травмы Дрогба свой шанс, скорее всего, получит и он».
О лимите на легионеров в российской премьер-лиге
«Я думаю, что лимит на легионеров безусловно нужен. Потому что если его не будет, Россию наводнят зарубежные игроки весьма и весьма посредственного уровня. Я это проходил, когда тренировал дубль «Уралана». Лимита тогда не было, а уровень легионеров, накупленных для основного состава, был таков, что мои мальчишки их зачастую превосходили по всем статьям.
Впрочем, я считаю, что лимит не должен иметь такой примитивно-схематический вид, как сейчас. «Пять иностранцев – шесть россиян». Или «семь россиян – четыре иностранца». Я вижу здесь непонятно как образовавшиеся цифры и не вижу никакого критерия. А он, на мой взгляд, обязательно должен присутствовать. Например, в Англии, легионер, чтобы получить разрешение на работу внутри страны должен в предыдущем сезоне отыграть не менее 75 процентов матчей за одну из 30 топ-сборных. Так может быть, нам у себя ввести нечто похожее. Ну, пусть это будет не 75 процентов, а 50. И список сборных расширить, допустим, до пятидесяти. Или, например, есть сайт transfermarkt.de. Так можно было бы (это я в порядке обсуждения) установить, что в России могут играть иностранцы, оцененные на этом сайте не ниже, чем, допустим, в 3 миллиона долларов. Тем самым мы обезопасили бы себя от массового завоза в страну низкоклассных игроков. В общем, как-то так. Надо, конечно, над этим еще думать».
О проблеме футбольного менеджмента
«Недостаток квалифицированных менеджеров это, я уверен, главная сейчас проблема российского футбола. И ярче всего эту мысль можно проиллюстрировать на примере происходящего в Первой лиге. В прошлом сезоне из 20 команд, стартовавших в этом турнире ПФЛ, лишь семь добрались до финиша под руководством тех же тренеров, что возглавляли их весной. На мой взгляд, это свидетельствует о неадекватности менеджмента большинства означенных клубов. Амбиции у этих людей огромные, деньги за ними стоят, как правило, тоже немаленькие, а понимание сути футбола у них – в самом зачаточном состоянии. Ну, не могут они, в частности, понять, что хорошую, готовую к решению больших задач команду за два месяца не создашь.
Тут вот что еще важно: президенты, генеральные менеджеры клубов, они зачастую бизнесмены – бывшие или действующие. В футболе они тоже видят бизнес, и в общем это, конечно, правильно. Но – от обычного бизнеса мы отличаемся такой спецификой, не учитывать которую ну никак нельзя. А они, тем не менее, не учитывают. В чем эта специфика заключается? В том, что в классическом бизнесе 16 предприятий могут действовать по одной модели, все делать правильно, и все 16 будут в прибыли. А в футболе, и вообще в спорте, такое невозможно. В футболе вы тоже можете делать все правильно, но первое место – оно одно. И 16 команд одновременно его занять не могут. Квалифицированный футбольный руководитель это понимать обязан. Так что вы учитесь. Хорошие футбольные менеджеры нам нужны».
Фото: РИА Новости/Антон Денисов