Потеря половины чемпионского состава
Третий месяц ЦСКА играет без Марио Фернандеса, своего лучшего крайнего защитника, но это еще ничего. С конца июля ЦСКА почти еженедельно теряет по одному основному игроку. Хронические проблемы с желудком сразили Эльма, который обеспечивал баланс между обороной и атакой, не выдержали мышцы бедра у Думбия, автора четырех из девяти летних голов ЦСКА, накануне вылета в Мюнхен травмировался Дзагоев, заменявший в августе Эльма, но роковой для ЦСКА стала потеря футболиста, который размещался в центре атакующей тройки.
И Хонда ушел. Вернее остался
ЦСКА продавал Вагнера, конечно, не с легким сердцем, но явно опьяненный вдохновением Хонды в Суперкубке. Вагнер ведь в чемпионском сезоне был полезен именно тем, что заменил весной травмированного Хонду. Но ставка менеджмента ЦСКА на то, что Хонда бодро отслужит последние полгода ради более выгодного контракта в январе не сыграла – сентябрьские матчи не оставляют пространства для другой трактовки. Удар головой мимо ворот в Грозном – единственное сколько-то опасное для чужих ворот действие Кейсуке в пяти осенних играх. И дело десятое – подписал ли уже Хонда предварительный контракт с «Миланом» или просто обиделся, что его не продали летом. Факт в том, что после закрытия трансферного окна Хонда играет апатично и неэффективно, а убирать его Слуцкий не решается не то что из стартового состава, но и во вторых таймах. Были бы под рукой Дзагоев и Думбия – другое дело, но лишать атаку фактически предпоследнего игрока с чемпионским опытом – видимо, непозволительный риск для Слуцкого.
Хонда остался до зимы, но организатора атак в его лице ЦСКА потерял.
Осенний призыв к действию
Стратегически Вагнера и Хонду, по замыслу руководства ЦСКА, должны заменить Витиньо и Миланов, но лавина травм вынуждает Слуцкого наигрывать их не ближе к зиме, а на полном ходу в сентябре, и не постепенно, а нахрапом. Да еще где – один с опытом четырех месяцев игры за «Ботафого» выходит в старте на «Альянц-Арене», другой выбегает там же при 0:3, потом опять при 0:3 на непривычной позиции опорника в дерби со «Спартаком», а затем в болоте на Восточной улице.
Редкими эпизодами Миланов с Витиньо вспыхивают, но обычно это просто яркие индивидуальные действия – удачный дриблинг или удары, а не участие в выстроенной атакующей игре. Никакого слаженного наступления у ЦСКА сейчас быть не может. Это год назад тройка Дзагоев – Хонда – Тошич наигрывалась пол-лета, а затем оттачивала взаимодействия в вольготном недельном цикле и отточила их настолько, что даже появление на острие Мусы вместо Думбия не сказалось на качестве атак. Осенью-2013 у ЦСКА нет никакого размашистого тренировочного цикла – команда играет по два раза в неделю, причем все более и более стрессовые матчи, в которых к тому же чаще всего вынуждена отыгрываться. А раз взаимопонимание в атакующей тройке утратилось и суетливо ищется в боевых условиях, то потерялся и Муса, который делал результат в прошлом сезоне и начале этого, завершая мудро прочерченные полузащитниками атаки.
Стивен Цубер, самый опытный из летних призывников, пока идет по пути Мусы образца весны-2012. Тот тоже приехал из чемпионата с менее плотным, чем в России, оборонительным сопротивлением, тоже выходил в каждом матче на фланге атаки и тоже казался вещью в себе – иногда уместно включал скорость, иногда выходил на ударную позицию, но чаще терялся в антураже общего атакующего хаоса.
ЦСКА не начнет снова побеждать, пока не вернется хотя бы половина травмированных или пока все эти ребята, спешно внедренные в атаку, – 19-летний бразилец, 21-летний болгарин и 22-летний швейцарец – не заговорят на одном языке.