Сегодня ни один из спортивных турниров не станет финансово успешным, если в нем не будет заинтересовано телевидение.
В конечном счете, стоимость реализации телевизионных прав определит и состоятельность российской Премьер-Лиги. Начнем с размера аудитории - ключевого компонента при соответствующих вычислениях
Казалось бы, в определении как потенциального, так и фактического количества телезрителей нет особых проблем.
Например, в декабре 2009 года "Чемпионат.ру" и "Советский Спорт" сообщили, что "на общем собрании членов Премьер-Лиги подсчитали примерное количество зрителей". А если серьезно, то есть специализированные социологические центры и измерительные компании, профессионально и качественно осуществляющие необходимые исследования.
Но на практике многие проводимые опросы и телеизмерения либо должным образом не репрезентативны, либо не четко сформулированы, либо преследуют локальные, корпоративные и т.п. цели и не дают адекватного ответа на главный вопрос.
Более того, в ряде случаев истинная популярность футбола и его отдельных матчей ни исследовательские компании, ни заказчиков или их окружение вообще не интересует. Как итог - она (популярность) либо чрезмерно завышена, либо чрезмерно занижена. Еще курьезнее обстоят дела с представлением некоторых результатов в прессе.
В 2009 году многие российские СМИ опубликовали данные агентства "Sport+Markt", по которым только четыре российских топ-клуба в сумме имеют около 50 млн болельщиков.
А перед Евро-2008 была такая совокупная отечественная информация. Газета "Труд" ссылаясь на ВЦИОМ сообщила, что в России 45 млн человек интересуются футболом.
Еженедельник "Футбол" и Newsru.com полагаясь на этот же опрос представили данные по которым 59% любителей футбола (т.е. почти 27 млн человек) считают матчи нашего чемпионата либо интересными, либо интересными время от времени. А "Спорт-Экспресс" уточнил, что более 5,5 млн из них готовы платить за просмотр футбола по ТВ.
С другой стороны газета "Коммерсантъ" со ссылкой на TNS Gallup Media сообщила, что центральные матчи тура собирают на общедоступном Первом канале менее 2,5 млн телезрителей. А если верить ряду других изданий, только на стадионах футбольные матчи смотрят 10 млн россиян.
Впрочем, еще до этого Первый канал, не удовлетворившись общепризнанными показателями, организовал собственную службу измерения аудитории. Но подобного рода исследования являются лишь внутренним делом таких организаций и в медийном бизнесе в целом, как и в смежных отраслях, они мало влияют на общую ситуацию.
Взгляд из Европы
По данным авторитетного германского агентства "Sport+Markt" два года назад (исследование проводилось в конце 2007 года), у "Зенита" было 15,3 млн, у московского "Спартака" - 13,5 млн, а у ЦСКА - 6,6 млн болельщиков.
Вкратце, в том числе по сообщению пресс-менеджера немецкой компании газете "Спорт день за днем", исследование свелось к следующему. Сначала провели телефонный опрос в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. При этом случайным образом опросили 600 любителей футбола - "за кого вы болеете у себя в стране и за границей?" Затем полученные результаты (доли) для каждого нашего клуба умножили на количество всех отечественных любителей футбола.
Далее к ним добавили тех, кто по той же схеме упомянул какой-либо российский клуб за рубежом. Исследования проводились в 16 из полусотни стран УЕФА. Всего было опрошено 9600 человек в возрасте от 15 до 69 лет (по 600 в каждой стране), причем за наших проголосовало очень мало иностранцев.
За базовую российскую аудиторию были приняты 52 млн человек. И таким образом полученные в результате опроса более 29% голосов в пользу питерского клуба в абсолютном исчислении (более 15,2 млн) в сумме с зарубежными поклонниками (менее 0,1 млн) и дали представленные выше 15,3 млн болельщиков "Зенита". Аналогично и для других команд.
В начале 2009 года немецкое агентство предоставило новые результаты. Наши клубы имели следующие показатели: "Зенит" - 24 млн, ЦСКА - 11,1 млн, "Спартак" - 8,1 млн, "Динамо" - 5,7 млн болельщиков. В итоге только у этих четырех клубов год назад было почти 50 млн поклонников.
С такими цифрами Россию можно смело причислить к футбольной топ-державе, лишь по недоразумению имеющую крошечную стоимость от реализации телевизионных прав своего национального первенства.
Но, во-первых, Россия - это не пять-шесть крупных городов. Тем более что в отличие от Европы наш географический фактор может на порядок исказить итоговые результаты. Во-вторых, исследование социологически не корректно и по большинству других признаков.
В-третьих, базовые 52 млн любителей футбола (конец 2007 г.) можно отнести лишь к играм сборной страны, да и то исключительно в финальной части мировых и европейских первенств. А более 70% из них (по оценкам Аналитического Агентства СК) практически не интересуются внутренним футболом и, соответственно, "болеют" за какой-либо всплывающий в памяти клуб лишь во время подобных опросов, разговоров в курилке и т.п.
Если бы 50 млн человек всего по 1-му евро в месяц…
Вероятно, исследование "Sport+Markt" и дает некоторое представление о потенциальной емкости рынка продаж клубной атрибутики и служит некоторым ориентиром для спонсоров, но ни к реальным поклонникам клубов, ни к общему размеру ТВ-аудитории оно не имеет никакого отношения. Впрочем, ставят под сомнение полученные данные по российским командам и сами организаторы опроса.
Надо заметить, что исследования известных отечественных социологических центров дают несколько иное ранжирование клубов, но благодаря той же базе вокруг отместки 50 млн человек (после Евро-2008 - до 60 млн) они, как и в немецком варианте, существенно завышают число их действительных болельщиков и, соответственно, общее количество почитателей Премьер-Лиги.
Продолжение следует...