Президент ЦСКА рассказал о переменах в команде и попытался заглянуть в будущее
ИГРОКИ ЦСКА – ПРОФЕССИОНАЛЫ
– Какие главные выводы вам позволил сделать сезон-2009?
– Надо прожить жизнь дважды, чтобы понять, где ты прав, а где нет. Возможно, мы ошиблись с тренерской чехардой. Может, не успели в какие-то моменты отобрать игроков. Будем делать выводы. Пятое место – не наш результат. К этому мы приучили и болельщиков, и футбольную общественность. С другой стороны, выиграли Кубок России, Суперкубок, вышли в 1/8 финала Лиги чемпионов. Поэтому ощущения двоякие.
– ЦСКА приучил всех к тому, что в этом клубе все четко, выстроено, системно. Между тем, между уходом Газзаева и назначением Зико была пауза длиной больше месяца. Бразильца вы взяли перед самыми предсезонными сборами.
– Мы изначально договорились с Хуанде Рамосом. Вопрос был практически решен. Но тут его пригласили в «Реал». Это сбило наши планы. Я бы не сказал, что мы судорожно искали тренера. Зико был вторым в нашем списке. И мы решили остановиться на его кандидатуре. Пока обо всем договорились, прошло некоторое время.
– Чем руководствовались, приглашая Зико? Чего ждали от него, что хотели увидеть?
– Зико раньше показывал неплохие результаты с разными командами. Возможно, свою роль сыграло и его футбольное прошлое – бразилец был великим игроком.
– Решение об отставке Зико зрело долго?
– Дело в том, что освободился Рамос. Мы посмотрели – дела в чемпионате страны у команды идут не так хорошо, как нам хотелось. Поэтому мы попытались что-то изменить. У нас частный клуб. Поэтому решения с акционерами мы принимаем довольно-таки гибко и быстро.
– После матча с «Химками» Зико назвал игроков ЦСКА непрофессионалами. Его резкие слова повлияли на ваше решение?
– Это все эмоции. Люди разные бывают. В «Олимпиакосе» у Зико, например, тоже не сложилось. Почему, я не знаю. Но вообще у нас все игроки профессионалы. И делать такие высказывания, не обсудив ситуацию в клубе, не совсем корректно. Почему-то часто тренеры забывают, что сами были игроками.
– Могли игроки при Зико снизить требовательность к себе?
– Не думаю. В России часто спорят, как надо работать с игроками – жестко или нет, рассуждают о менталитете. Но надо понимать: сегодня другие времена. У футболистов есть личная карьера, за игроками ЦСКА следит пол-Европы. Они бьются за свое имя.
– В отношении бразильских тренеров есть твердое предубеждение: на клубном уровне они успехов не добиваются.
– Ну почему же? А вспомните успех «Интернасионала» на клубном чемпионате мира! Может быть, в Европе у них не особенно получается. Но кто знает: может, завтра появится какой-то бразильский тренер, который выиграет все что можно? Все зависит от личности.
НРАВИТСЯ, КАК РАБОТАЕТ КАРПИН
– Рамоса приглашали конкретно под Лигу чемпионов?
– Нет. Мы не разделяем турниры. Нас не устроит удачное выступление в Лиге чемпионов и провал в чемпионате.
– Приглашая Рамоса, вы, наверное, не думали, что его карьера в ЦСКА закончится так быстро?
– Изначально мы договаривались поработать вместе до конца года. Но в определенный момент сели и решили: контракт после Нового года продлевать не будем. Мы решили делать новый проект, с молодыми игроками. Рамосу это было не совсем интересно.
– Почему вы решили остановиться на Слуцком?
– Мы следили за его работой. У нас не возникло сомнений по поводу этой кандидатуры. Глобальных перемен на данном этапе мы не ждали. Да и никакой здравомыслящий человек на это не пойдет. Какими могут быть эти перемены: поставить Игнашевича в нападение, а Нецида в защиту? Или назначать тренировки не утром, а в 9 часов вечера? Это глупость. Никакой тренер за столь короткий срок не может ни испортить, ни улучшить ситуацию. Даже если бы, условно говоря, я пошел тренировать. За такой срок можно только ознакомиться с положением вещей.
– Над кандидатурой Онопко в качестве второго тренера долго сомневались? Все-таки между болельщиками «Спартака» и ЦСКА сложные отношения.
– В моем понимании, Онопко – это, прежде всего, человек, который играл в «Шахтере». Он родился и вырос на Украине, но потом действительно некоторое время играл в «Спартаке». Он, между прочим, и в Испании выступал. И что, из-за этого нам теперь отказаться играть с «Севильей»? Конечно, у болельщиков было некоторое недопонимание, когда мы пригласили Онопко. Но, уверяю вас, если у ЦСКА будет результат, об этом все забудут. Сегодня Онопко живет мыслями только нашего клуба, и никаких проблем в этой связи я не вижу.
– В России пробивается плеяда молодых наставников. В этом году мы узнали о тренере Карпине, тренере Гордееве. Раньше себя проявили Кобелев, тот же Слуцкий. Как вы относитесь к этому явлению?
– Сразу скажу, мне нравится, как работает Валера Карпин. В отношении Гордеева – посмотрим, как «Сатурн» проявит себя в следующем сезоне. Восемь месяцев – это еще не показатель. Мы часто говорим о талантливых игроках – мол, посмотрим, как они проявят себя годом позже. То же самое относится и к тренерам. Вообще у нас есть много молодых ребят, которые могли бы тренировать. Вопрос в том, что они не хотят начинать с низших лиг, детских школ, молодежных составов. Надо стараться проявлять себя, и тогда тебя будут брать за заслуги. Вряд ли руководители «Спартака» и «Сатурна», назначая в этом сезоне молодых тренеров, были уверены, что они сделают все, как нужно.
МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАКАЗАТЬ ДОКТОРА
– Почему вы поменяли тренера по физподготовке?
– Это тренерское решение. Возможно, Слуцкого не устраивали частые отлучки Пайшау в сборную Бразилии. К тому же это год чемпионата мира. Ему вряд ли хотелось терять тренера больше чем на месяц. К слову, нового тренера по физподготовке нам порекомендовал Хуанде Рамос. И пока мы им очень довольны. Но к Пайшау у нас тоже нет претензий. Он отработал отлично.
– Вы поменяли и врачебный штаб. В какой мере ошибка доктора Ипатенко повлияла на его судьбу в ЦСКА?
– В полной мере. Мы должны были наказывать человека. Так не годится. В декабре мы все пережили очень серьезный стресс. Вокруг клуба ходило много непонятных разговоров. Хотя у нас всегда было все чисто в плане допинга. Слава богу, теперь весь мир понял, что это была чисто техническая ошибка.
– Ипатенко называют очень квалифицированным специалистом.
– Так и есть. Но в данной ситуации мы даже не задумывались над решением.
– Вам вообще тяжело расставаться с людьми, или это обычная практика, к которой вы уже привыкли, как руководитель со стажем?
– Мне тяжело расставаться с друзьями. А в бизнесе есть свои требования, которым надо следовать.
– Стадион – с некоторых пор ваша больная тема. Что можно сказать оптимистичного?
– Пока ничего. Я не понимаю логики Министерства обороны. Предположим, что мы не выполнили какие-то обещания, не были соблюдены сроки строительства. Об этом всем можно разговаривать, обсуждать. Будет суд, они объяснят свою позицию. Но я знаю: мы выполнили все, что обязались. Затянутые сроки? Надо понимать: из четырех лет инвестконтракта два с половиной года нам не отдавали землю.
– Что говорили?
– «Стройте так». Но это невозможно! Нам даже проект в такой ситуации никто бы не сделал. Инвестиционный контракт был заключен в апреле 2005 года, а бумаги на землю мы начали согласовывать только с августа 2007-го. По щучьему велению, как в мультфильме «Летучий голландец» мы строить не можем. Всему нужно время. Может, Министерство обороны хочет построить стадион само? На здоровье, мы тогда будем его арендовать. Если на сегодняшний день, особенно с учетом кризиса, кто-то хочет заняться строительством, флаг в руки!
– Какие ожидания от сезона-2010?
– Уверен, будет интересно. Многие клубы укрепляются. Посмотрим, будет ли российский чемпионат опять расти. Как я и говорил раньше, для этого надо сделать многие вещи.
– Второе место, дающее пропуск в Лигу чемпионов, будет считаться нормальным результатом?
– Задачи мы всегда ставим одни и те же. Посмотрим, как будет складываться сезон. Но полное удовлетворение, понятное дело, принесет только первое место. К нему и будем стремиться.
– Будет ли ставиться конкретная задача в Лиге чемпионов, как ставилась она в свое время в Кубке УЕФА?
– Пока наша цель – выход в 1/4 финала. А дальше будет видно.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ГИНЕР Евгений Леннорович
С февраля 2001 года – президент ПФК ЦСКА (Москва).
Дата рождения: 26 мая 1960 года
Место рождения: Харьков, СССР
В 2004-м и 2006-м годах занимал должность президента Российской футбольной Премьер-Лиги. При Гинере ЦСКА выиграл три чемпионата России (2003, 2005, 2006), пять Кубков России (2002, 2005, 2006, 2008, 2009), четыре Суперкубка России (2004, 2006, 2007, 2009) и Кубок УЕФА (2005).
ЦИТАТА
– Мы решили делать новый проект, с молодыми игроками. Рамосу это было не совсем интересно.