Минимальное поражение – не самый худший для ЦСКА вариант с учётом того, как складывалась игра в Милане. Счёт 0:1 позволяет ожидать ответного четвертьфинального матча Лиги чемпионов в Москве с чувством лёгкой надежды. И пусть оснований для оптимизма не так много, тем бережней следует относиться к каждому из них.
Настрой
Встречу с «Интером» многие наблюдатели готовы были считать сверхплановой. Мол, победив «Севилью», попав в восьмёрку сильнейших клубов Европы, ЦСКА уже прыгнул выше головы. Потому, дескать, не обременённые жёсткой турнирной задачей – в отличие, кстати, от соперника, армейцы могут наслаждаться моментом и играть в своё удовольствие. Матч показал, что такой расслабляющий бриз мог ласкать разве что досужую публику. Сама команда чётко дала понять, что в четвертьфинале Лиги чемпионов намерена не играть либо играться, а выигрывать.
…32-я минута. Милош Красич идёт в обычный свой прорыв. Пробрасывает мяч мимо одного соперника, но чуть сильно. Мастера высокого класса чувствуют игру до молекул времени и пространства, а потому армеец наверняка понимает, что первым к мячу успевает страхующий. Но холодный расчёт Милошу изменяет: в надежде выгрызть-таки мяч он бросается двумя ногами вперёд и, конечно, на мгновение опаздывает. Грубый фол, жёлтая карточка. Со стороны это прегрешение выглядит необязательным и вдвойне обидным от того, что теперь Красичу предстоит пропустить ответный матч. По ощущениям изнутри такая попытка продолжить перспективную атаку, скорее всего, виделась единственно возможной…
…65-я минута. «Интер» открывает счёт. Буквально тут же тренерский штаб ЦСКА реагирует заменами. Через четыре минуты на поле появляется Алан Дзагоев, через восемь – Марк Гонсалес. Игровые характеристики того и другого сомнений не оставляют: ЦСКА хочет отыграться…
… 80-я минута. Угловой удар у ворот «Интера». Ситуация, в общем, к рискованным ходам гостей не обязывает. Минимальное поражение – с точки зрения двухматчевой стратегии результат приемлемый. Синица в руках кажется в тот момент трофеем вполне достаточным. Армейцы тем не менее выбирают журавля в небе: сознавая опасность возможной контратаки, в штрафную хозяев тем не менее подтягиваются Игнашевич и Березуцкие. После подачи Дзагоева у ворот «Интера» возникает нешуточное напряжение, кажется, кто-то из братьев бьёт в упор – мяч, увы, попадает в тело защитника и, обмякший, отскакивает в руки вратаря…
Менталитет
Эксплуатировать тему «русского Моуринью» стало уже дурным тоном. Говорят, и Леонид Слуцкий от этого эпитета не в восторге. Что понятно: присутствующий здесь флёр вторичности мешает оценить собственные достоинства тренера, коих вполне достаточно. Сам же Слуцкий вряд ли подвержен каким-либо комплексам по отношению к своему именитому коллеге либо миланскому клубу вообще. По той, хотя бы, простой причине, что он бил «Интер», когда Моуринью там и не пахло. Ещё в середине девяностых Слуцкий возил своих волгоградских мальчишек в Милан, где они обыгрывали сверстников из академии европейского суперклуба. Потом из его провинциальной «Олимпии» выросли призёры Евро Денис Колодин и Роман Адамов. Так почему тренер должен считать себя в чём-то несостоятельным?
Медали европейского чемпионата 2008 года имеют и четверо нынешних игроков ЦСКА. Ещё несколько человек играли в победном для клуба финале Кубка УЕФА 2005 года. Все эти люди знают себе цену, давно никого на футбольном поле не боятся. Самые опытные прекрасно понимают, что нынешний поход – не исключено, последняя их возможность навести шороху в Европе.
И ещё один нюанс. «Интер» – клуб своеобразный, особенный. Особенный там тренер, особенные футболисты. Свои особенности интеристы любят выставлять напоказ, в чём, например, прошлой осенью имела возможность убедиться Казань, поразившаяся высокомерию миланцев, особенно в сравнении с простотой нравов сильнейшей командой мира из Барселоны. Вот, говорят, и последняя жеребьёвка Лиги чемпионов взволновала «Интер» лишь тем, что в полуфинале ему придётся играть с той же «Барселоной». ЦСКА в этом контексте чемпиона Италии не обеспокоил ничем. Можно не сомневаться, что армейским футболистам об этом известно.
Концентрация
До тех пор, пока армейцам удавалось сохранять в игре максимальную собранность, а это примерно час игрового времени, «Интер» не мог сочинить у их ворот ничего стоящего. Игорь Акинфеев по-настоящему в игру почти не вступал. А потом гости допустили у своей штрафной оплошность, которая показалась невынужденной: при выходе в контратаку последовал неловкий поперечный пас – мяч был перехвачен, тут же доставлен на ударную позицию, и только мастерство капитана уберегло ЦСКА. Но «Интер», словно внезапно скинувший обманчивую дрёму матёрый хищник, почувствовал запах крови и мёртвой хваткой вцепился в свой шанс. Как ни отбивалась армейская оборона, как ни кувыркался вратарь, к исходу пятиминутной вспышки «Интера» мяч нашёл-таки дорогу в ворота ЦСКА.
Неизвестно, пробудились бы хозяева самостоятельно, без помощи соперника. Хотя, скорее всего, рано или поздно что-то подобное должно было случиться. Избегать ошибок все девяносто минут, находясь под нешуточным давлением команды, составленной из мировых звёзд, – задача практически невыполнимая. Но победить «Интер» без её решения вряд ли возможно.
Удача
Печаль сегодняшнего ЦСКА в том, что игра не имеет должного баланса: оборона удаётся армейцам гораздо лучше, чем атака. Будь у команды плотнее налажены созидательные манёвры, и нагрузку на оборонительные порядки можно было значительно облегчить. Но Красич, Дзагоев, Гонсалес – те, кто отвечал за креатив в прошлом году, – в межсезонье лечились, а потому сейчас далеки от лучших своих кондиций. Игра команды в нападении не «сшита», каждый действует сам по себе. Не то чтобы часто, но обнадёживающие атаки на ворота «Интера» у ЦСКА всё же намечались, однако всякий раз обрывались задолго до заключительных ходов. Причём, что примечательно, похожим образом: вместо острой передачи партнёру армеец брал игру на себя – и утыкался в первого же, как правило, соперника. По-своему характерно, что Гонсалеса, выпущенного с очевидной целью обострить игру, партнёры за двадцать минут его пребывания на поле не включили в игру ни разу.
В таком футболе, где надо решать эпизод самостоятельно, как рыба в воде чувствует себя Вагнер Лав, но он сейчас далеко. Томаш Нецид - нападающий иного плана, его нужно обслуживать. В Милане толковых передач он не дождался, за исключением разве что выполненного Дейвидасом Шемберасом «черпачка», который оказался полной неожиданностью, увы, не только для публики, но и для чешского форварда. Упускать такие моменты в такой игре – изрядная досада. Вспомним, впрочем, что на исходе первого матча против «Севильи» Нецид тоже простил соперника. Зато реабилитировался в ответной игре. Так что в нерасторопности чеха при желании можно тоже разглядеть повод для оптимизма.
В общем, подождём. И проживём эту неделю с надеждой.
Андрей Колесников