Как соотносится зрительский интерес к отечественному футболу этой весной с аналогичными показателями четырёхлетней давности?
Как и в 2006 году, мы не попали на чемпионат мира. Как и четыре года назад, наше внутреннее первенство оказалось разбито на два периода – до и после главного футбольного турнира.
Как и в прошлый раз, перед вынужденным перерывом была пройдена треть чемпионата. Обстоятельства этих двух сезонов внешне очень похожи. Да и общая аудитория (количество россиян, относительно регулярно, но с разной частотой следивших за ходом турнира) была практически идентична – в 2006 году около 14 млн человек, в 2010 году – чуть больше этой отметки (максимум нового века был пройден в год Евро-2008 – 15 млн поклонников Премьер-Лиги).
Сравнение любого проекта в динамике интересно уже само по себе. Итак, два российских чемпионата в своей весенней части имели следующие характеристики.
Туры и матчи
2010
11 туров, 86 игр (две перенесены на июль).
2006
9 туров, 72 игры.
Количество трансляций на федеральных каналах
2010
14 трансляций (9 на Первом канале, 5 на канале "Россия 2"), или 16,5 % от всех игр.
2006
45 трансляций (11 на Первом канале, 34 на канале "Спорт"), или 62,5 % от всех игр.
Кого показывали
2010
"Зенит", "Локомотив", "Спартак" – по 5 раз; "Алания" – 3 раза; "Амкар", "Спартак-Нальчик", ЦСКА – по 2 раза; "Динамо", "Ростов", "Рубин", "Сатурн" – по 1 разу. Ни разу не показали пять клубов.
2006
"Локомотив", "Спартак" – по 8 раз; "Динамо", "Зенит", "Луч-Энергия", "Томь", ЦСКА – по 7 раз; "Крылья Советов", "Москва", "Рубин", "Шинник" – по 6 раз; "Сатурн" – 4 раза; "Амкар", "Ростов", "Торпедо" – по 3 раза; "Спартак-Нальчик" – 2 раза.
Режим трансляций на Первом канале в регионах
2010
В центральных регионах все игры кроме одной были в прямом эфире.
На Урале в прямом эфире показали 5 игр, в Сибири – 4 игры.
На Дальнем Востоке не в записи была одна игра (ЦСКА – "Зенит, в 03:00 по местному времени).
2006
В прямом эфире были показаны все игры в центральных регионах и на Урале.
В Сибири большая часть игр была в записи.
Дальний Восток – все матчи в записи.
Трансляции на других каналах
2010
Почти все игры в прямом эфире показывал канал "Наш футбол" ("НТВ-Плюс" и ретрансляции в других телесетях).
Все матчи "Зенита" в прямой трансляции показывал региональный канал "100 ТВ".
Домашние матчи своей команды можно было увидеть в записи в Томске.
Почти все игры так или иначе можно было увидеть в Интернете.
2006
Почти все матчи "Зенита" показывал Пятый канал (в прямом эфире или в записи при федеральных трансляциях).
Домашние игры своих команд в записи были в Томске, Казани, Владивостоке.
Все матчи показывал "НТВ-Плюс" (примерно половину в прямом эфире, половину в записи).
Накопленный охват аудитории
(смотрели хотя бы один матч любым из доступных способов)
2010
Немногим более 70 % поклонников Премьер-Лиги.
2006
Почти 100 % поклонников Премьер-Лиги.
Количество игр, которые в среднем увидел один болельщик
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
6,5 матча, или 7,5 % от всех игр.
2006
12 матчей, или 16,5 % от всех игр.
Среднее количество зрителей одной игры
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
1,1 млн человек.
2006
2,3 млн человек.
Рейтинг-лист популярности центральных игр тура
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
1. "Зенит" – "Спартак" – 8,3 млн зрителей.
2. ЦСКА – "Локомотив" – 6,5 млн зрителей.
3. "Рубин" – "Локомотив – 6,3 млн зрителей.
2006
1. "Спартак" – ЦСКА – 11,2 млн зрителей.
2. "Локомотив" – ЦСКА – 10,9 млн зрителей.
3. "Зенит" – "Спартак – 9,5 млн зрителей.
Наименьшая аудитория центральных игр
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
ЦСКА – "Зенит" – 3,9 млн зрителей (по Первому в центре РФ игра была в записи).
"Локомотив" – "Амкар" – 4,2 млн зрителей.
2006
"Рубин" – "Москва" – 6 млн зрителей.
"Москва" – ЦСКА – 7,1 млн зрителей.
Средняя аудитория центральных игр
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
5,7 млн зрителей.
2006
8,6 млн зрителей.
Рейтинг-лист популярности "вторых" игр тура (которые в том числе показывал "Спорт"/"Россия 2")
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
1. "Зенит" – "Спартак-Нальчик" – 3,5 млн зрителей.
2. "Алания – "Спартак" – 2,5 млн зрителей.
3. "Амкар" – "Спартак – 1,9 млн зрителей.
2006
1. ЦСКА – "Томь" – 2,9 млн зрителей.
2. "Локомотив" – "Зенит" – 2,8 млн зрителей.
3. "Динамо" – "Спартак – 2,6 млн зрителей.
Средняя аудитория "вторых" игр тура
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
2,2 млн зрителей.
2006
2,2 млн зрителей.
Средняя посещаемость стадионов
2010
Премьер-Лига – 12,5 тыс. зрителей.
Первый дивизион (10 туров) – 5,5 тыс. зрителей.
2006
Премьер-Лига – 13 тыс. зрителей.
Первый дивизион (10 туров) – 6,5 тыс. зрителей.
Для полноты картины сравним статистику и для главных кубковых поединков.
Аудитория кубковых игр
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
2010
Суперкубок РФ – 4,9 млн зрителей ("Рубин" – ЦСКА).
Финал Кубка РФ – 6,2 млн зрителей ("Зенит" – "Сибирь").
2006
Суперкубок РФ – 13,9 млн зрителей (ЦСКА – "Спартак").
Финал Кубка РФ – 9,9 млн зрителей (ЦСКА – "Спартак").
Примечание
Весной 2006 года большинство из 34 игр чемпионата канал "Спорт" транслировал в прямом эфире. Остальные матчи были показаны в записи в день игры с некоторым временным запаздыванием. Игры, показанные в записи на следующий день или позднее, не учитывались. В тот год "Спорт" на треть уступал по охвату населения сегодняшнему каналу "Россия 2", который, в свою очередь, почти в два раза уступает Первому каналу.
Количественные оценки Аналитического Агентства СК. Основаны на комплексном анализе данных мониторинга футбольных болельщиков в 2002-2010 гг. Исследуемая аудитория – жители РФ старше 10 лет.