Как уже рассказывал "СЭ", в гостях у нас побывал вратарь ЦСКА, который около часа отвечал на вопросы журналистов.
Ситуация уникальная: действующий вратарь премьер-лиги пришел к нам в гости за несколько часов до начала матча команд, за одну из которых он играет, а другой принадлежит. Но по условиям аренды Габулов не имел права играть против "Анжи", а потому в Махачкалу не полетел. До игры, конечно, подмывало спросить, за кого вратарь будет болеть в предстоящем матче между "Анжи" и ЦСКА. Но не стали: вряд ли получили бы в ответ что-то кроме "пусть победит сильнейший".
ПРОВЕЛИ С АКИНФЕЕВЫМ СОВМЕСТНУЮ ТРЕНИРОВКУ
- А в следующей игре между армейцами и махачкалинцами уже знаете, за кого будете болеть?
- Я арендован ЦСКА до конца декабря. Соответственно, после отпуска отправляюсь в расположение "Анжи" и с ним буду готовиться к концовке чемпионата. Вероятнее всего, следующий матч буду играть за "Анжи", а значит, и переживать за этот клуб.
- То есть это вопрос уже решенный?
- Изначально договоренности были именно такими. И таковыми остаются на данный момент.
- А если ЦСКА продолжит выступление в Европе? Акинфеев-то к февралю восстановиться не успеет.
- Я говорю то, что знаю. А как будет дальше - решат клубы.
- Стало быть, все-таки возможно, что в феврале вы еще будете играть за ЦСКА, а с марта - за "Анжи"?
- Мне сложно сказать. Если это понадобится и клубы договорятся, то и моим мнением, не сомневайтесь, поинтересуются.
- И каково же ваше желание?
- Сейчас о нем говорить преждевременно.
- Как, кстати, идет процесс восстановления Акинфеева?
- Он каждый день приезжает на базу, мы регулярно с ним видимся. Игорь занимается в тренажерном зале - видимо, выполняет программу, которую ему определили в Германии. Туда, насколько мне известно, ему предстоит съездить еще несколько раз.
- Что говорят врачи о темпах восстановления?
- Все-таки этот вопрос нужно задавать непосредственно им. Мне кажется, еще рано судить, по графику все идет или с отклонениями в ту или иную сторону.
- Но вы же общаетесь с Игорем, который четыре года назад эту неприятную процедуру уже проходил. Он сам сравнивает свои ощущения тогда и сейчас: лучше себя чувствует, хуже или так же?
- Да, прошло три месяца после травмы, но пока Игорь выполняет еще не те объемы работы, по которым можно определить, насколько все идет успешно. Но велосипед крутит исправно, дозируя нагрузки для определенных групп мышц. Мы с ним даже пересекались в тренажерном зале. После игры с "Лиллем" я пропустил один день работы в общей группе, и мы с Игорем провели, можно сказать, совместную тренировку. Как в добрые старые времена.
- Но от того, какими темпами Акинфеев пойдет на поправку, во многом зависит позиция ЦСКА в переговорах с "Анжи" о вашем будущем, согласны?
- Возможно. Но когда я перешел в ЦСКА, четко определил для себя: во-первых, мне нужно набрать хорошую игровую форму, а во-вторых, готовиться к каждому очередному матчу и стараться не забивать голову тем, что будет через полгода. Главное - концентрироваться на текущих событиях, что и продолжаю делать. Тем более что впереди у нас очень важный матч Лиги чемпионов.
НЕ МОГУ ЛОГИЧНО ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ НЕ ИГРАЛ С "ДИНАМО"
- Как, кстати, в команде оценивают шансы на продолжение выступлений в Европе?
- В последние дни все были сконцентрированы на подготовке к игре в Махачкале, мысли об "Интере" оставили на потом - у нас еще будет время о нем подумать и как следует к нему подготовиться. Но, на мой взгляд, на весну шансы у нас в любом случае неплохие - минимум в Лигу Европы попасть по силам. А если удача будет на нашей стороне, то и в Лиге чемпионов еще повоюем.
- А может, лучше все-таки в Лигу Европы? Там наши клубы, как правило, дальше продвигаются, больше очков для клубного рейтинга зарабатывают.
- (Улыбается.) Если что-то подобное планировать, ничего хорошего из этого не выйдет. Да и как мы в нашей нынешней турнирной ситуации можем выбирать?! Нам просто надо играть на победу, а остальное зависит от результата параллельного матча.
- Станислав Черчесов после первого матча на посту главного тренера "Терека", который грозненцы проиграли на своем поле нальчанам - 0:1, на вопрос, стало ли это для него ударом, ответил: поражения надо уметь быстро переживать и относиться к ним как к рабочим моментам. А как к ним относитесь вы?
- Думаю, футболисты и люди из большого спорта в целом подходить к неудачам стараются максимально спокойно. Если после каждого поражения или ошибки уходить в себя и искать внутри ненужных червяков, прогресса точно не будет. Нужно просто с холодной головой сделать конструктивный анализ и определить причины произошедшего. А негативные эмоции как можно быстрее забыть.
- То есть вы с ними легко расстаетесь?
- Не скажу, что легко, но работаю над этим.
- Чувство неуверенности может породить ошибку вратаря?
- В принципе да. Но, учитывая мой опыт, способен контролировать эмоции и в воротах всегда чувствую себя уверенно.
- Ринат Дасаев рассказывал, что ему настраиваться помогал просмотр матчей, оставивших добрые воспоминания. А как психологически готовитесь вы?
- Я тоже иногда так делаю. А вообще уверенность приходит, когда ты проводишь хорошие матчи один за другим.
- В этом сезоне вы не сыграли против "Динамо" по некоей договоренности между клубами.
- Честно говоря, для меня не совсем понятна эта ситуация. С точки зрения логики ее трудно объяснить. Меня в какой-то момент вызвал Леонид Викторович (Слуцкий. - Прим. "СЭ") и сказал, что существует договоренность между руководителями клубов, в связи с которой я не могу принять участие в матче.
- Это было прописано в контракте?
- Нет. Была устная договоренность. Между тем в преддверии старта в Лиге чемпионов было бы совсем не лишне провести хотя бы один матч в чемпионате России.
- Как знать, может, и к лучшему, что вы тогда не сыграли. Все-таки ЦСКА проиграл - 0:4…
- Предполагать можно сколько угодно. (Улыбается.)
В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ, КАК ПРОПУСТИЛ ОТ "РУБИНА"
- Не сожалели об уходе из "Динамо"?
- Нет. Стараюсь никогда ни о чем не жалеть и придерживаться принципа "все, что ни делается, к лучшему". И даже ошибки, которые случались, видимо, должны были произойти, чтобы из них извлечь полезные уроки.
- А какие сделаны выводы из последних неудач?
- Чисто технического характера (речь о голе, пропущенном от рубиновца Рязанцева. - Прим. "СЭ").
- О том, что не так повернулись к мячу?
- Прежде всего это была невнимательность. Надо было учесть, что поле мокрое и мяч быстрый. Не ожидал, что он, отскочив от газона, так ускорится вверх. Хотя когда потом анализировал эпизод, в голове не укладывалось: как такой удар можно было пропустить!
- Можно назвать это "детской ошибкой"?
- А что вы вкладываете в это понятие?
- Ну, вот скажем, если кто-то другой пропустит такой мяч, то вы посмотрите и скажете: "Ну как же так, елки-палки!"
- Если вижу, как кто-то пропускает гол, пытаюсь найти причины, почему так произошло. Но ни за что не стану осуждать коллегу и тем более над ним посмеиваться.
- Филимонов в 99-м в матче с Украиной пропустил поразительный гол, лишивший страну чемпионата Европы. Но в раздевалке его, насколько известно, никто и пальцем не тронул. А вам что-нибудь неприятное приходилось слышать в свой адрес, скажем, от тренера?
- И в большом, и в детском футболе подобный укор может быть высказан только в случае расхлябанности или неполной самоотдачи. Я с подобным никогда не сталкивался.
- Роман Широков как-то после конфуза в Раменском Малафеева заметил, что на месте вратаря даже он отбил бы тот удар.
- В моей карьере подобного не случалось и, надеюсь, никогда не произойдет. А приведенный вами эпизод просто демонстрирует отношения этих людей.
- А что сказал Василий Березуцкий после того, как поразил ваши ворота? Может, пошутил: "Я же тебя проверял, а ты…"
- Ничего не сказал. Все были расстроены поражением, и шутить не хотелось. А самого Березуцкого только поддержали. Однако через 3 - 4 дня Вася выдал: "Что-то я лишь тебе и забиваю".
- Его удар был неберущимся?
- Скорее неожиданным. Мяч неуклюже отлетел от нападающего - и прямо к Васе, который блестяще исполнил удар под перекладину. Да еще по такой траектории, что его можно было достать, только если бы я стоял в "рамке", а не вышел чуть вперед, чтобы сократить угол обстрела.
ДИНАМОВЦЫ ХОТЕЛИ МЕНЯ ОСТАВИТЬ
- Какой из ваших матчей самый звездный? Против Англии?
- По общекомандным эмоциям, по ощущениям от победы - да, Англия. А если говорить о том, когда мне удавалось себя лучше всего проявить… Могу вспомнить матчи, где сыграл как минимум не слабее, но стараюсь на них не концентрироваться, больше внимания уделяю работе над ошибками.
- Какие чаще игры пересматриваете - удачные или неудачные?
- Неудачные. Но если нужна подпитка уверенности, иногда смотрю и удачные. Например, матч в Глазго с "Селтиком", когда играл за "Динамо". Мы вышли не оптимальным составом, но тем не менее смогли победить. А в России матч тот, увы, не показывали. В игру там приходилось вступать часто.
- Неудобные для вратарей игровые мячи есть?
- "Джабулани", наверное, самый неудобный. За прошедшие два года многие вратари натерпелись от него - не только в России, но и в мире. Тем не менее нам нужно меньше внимания обращать на то, что он летит неудобно, а концентрироваться на том, как его отбить.
- Сергей Силкин как-то сказал, что незадолго до вашего расставания предлагал вам место первого вратаря в "Динамо". Вы не согласились из-за того, что уже настроились уходить из команды?
- Да. К этому моменту для себя уже все решил. Да и клубы между собой практически договорились. Не привык давать задний ход после того, как уже дал слово.
- Не поделитесь, как происходил этот переход?
- Началось все с того, что в прошлом году потерял место основного вратаря в "Динамо". Конечно, к концу сезона мыслей об уходе еще не возникало. Напротив, был полон решимости бороться за место и изменить ситуацию. А в начале этого года случилась травма, долго лечился. После того как восстановился и набрал форму, были моменты, когда мог вернуться в состав, но этого не произошло. Вот тогда и начал задумываться о переходе.
Как раз весной узнал от президента "Динамо" Юрия Исаева об интересе ко мне двух российских клубов, одним из которых и был "Анжи". Я согласился рассмотреть это предложение. А к открытию летнего трансферного окна мое положение в "Динамо" не изменилось, и я окончательно решил: буду переходить. В этот период у "Динамо" начались проблемы в игровом плане, и тренерский штаб активно пытался меня оставить. Но я им честно сказал, что решение уже принял. На следующий день после матча "Спартак" - ЦСКА, состоявшегося 28 августа, должен был ехать подписывать контракт с "Анжи". Но тут травму получил Игорь Акинфеев…
- А могло быть так, что вы остались бы в "Анжи", а не пошли бы в ЦСКА?
- Основная проблема состояла в том, смогут ли договориться клубы. Я свое желание высказал, обратив внимание руководства ЦСКА на то, что оно прежде всего должно решить все вопросы с "Анжи".
- Но сначала армейцы обратились к вам?
- Сразу после того, когда Игорь получил травму, но еще не до конца была ясна степень ее тяжести, мне позвонил Вячеслав Викторович Чанов, тренер вратарей армейцев, и спросил мое мнение по поводу выступления за ЦСКА.
МНЕ БЫЛО ВСЕ РАВНО, С КЕМ ИГРАТЬ - С "ЛИЛЛЕМ" ИЛИ "АМКАРОМ"
- У Александра Севидова в "Динамо" была следующая практика: вратарей Пильгуя и Гонтаря он ставил по очереди. Ваше к этому отношение?
- Отрицательное. Мне кажется, основной вратарь должен быть один. Очень важно, чтобы он чувствовал полное доверие. Тогда и отдача от него будет такая, какая нужна. Если же вратарей менять, дергать, толку не будет ни от одного, ни от другого.
- Когда вратарей спрашивают, как они ладят друг с другом, почти все говорят: мы друзья не разлей вода. И это при том, что конкурируют. Насколько они искренни?
- Но действительно есть вратари, которые между собой, как вы говорите, не разлей вода. Да и у меня со всеми коллегами отношения уважительные. Никогда не позволю себе по отношению к ним завистливых или негативных высказываний. А если такие мысли начинают лезть в голову, стараюсь их подавлять. Придерживаюсь мнения: все зависит от тебя. Если не играешь - значит, есть причины. Хотя, конечно, когда остаешься на лавке, самолюбие это задевает.
- Уход вратаря подразумевает только два варианта: либо он чувствует, что сильнее, и уходит потому, что хочет играть, либо он попросту слабее конкурента и тем самым выбрасывает белый флаг. Какой из вариантов сработал в вашем случае?
- Отвечу так: чувствовал, что готов и полон желания играть, но в "Динамо" не востребован, поэтому принял решение о переходе. Ведь есть еще и третий вариант: когда ты уходишь в более сильный клуб. Идешь на повышение.
- В зарплате?
- Не совсем так. Считаю "Анжи" очень перспективным клубом. Уверен - у него хорошее будущее. А я хочу прогрессировать. Если проанализировать всю мою карьеру, то каждое решение принимал только для того, чтобы двигаться вперед.
- Спустя почти пять лет после ухода из ЦСКА какой вы нашли атмосферу в команде?
- Не сказал бы, чтобы в ней что-то изменилось. Костяк-то остался прежним, а поменялись только молодые. Если раньше были Антон Григорьев, Иван Таранов, то теперь - Алан Дзагоев, Жора Щенников, Кирилл Набабкин.
- Мы не случайно заговорили об атмосфере в команде: в последнее время поползли слухи о том, что Слуцкий якобы не имеет должного влияния на футболистов. Насколько это соответствует действительности?
- Я этого не ощутил, хотя сейчас настроение внутри команды не лучшее. Оно и понятно: причина - в последних неудачах. Для того чтобы настроение стало иным, нам явно не хватает победы.
- Речь не о настроении, а об управлении командой. Ведь все хорошо знают, что, к примеру, при Газзаеве дисциплина была.
- У каждого тренера свои методы работы и выстраивания отношений внутри коллектива. И человеческие качества у всех разные. Сложно сравнивать Слуцкого с Газзаевым, хотя уровень требовательности у них в какой-то мере действительно различается.
- Как в целом оцениваете свой нынешний период в ЦСКА?
- На этот вопрос смогу ответить, только когда сезон завершится окончательно. Многое, если не все, будет зависеть от результата матча с "Интером".
- После почти годовой паузы в игровой практике вы сразу же начали с дебюта в Лиге чемпионов. Какие испытали ощущения?
- Прежде всего настраивался на то, чтобы встречу с "Лиллем" провести максимально спокойно и помочь команде. В плане спокойствия получилось, а вот результат, конечно, не устроил. Как ни крути, во время матча моментами ощущал, что почти год не играл.
- Смеем предположить, после столь длительного простоя вам было все равно, против кого выходить - против "Лилля" или, скажем, "Амкара"?
- Абсолютно верно, так и было. Настолько хотелось наконец-то сыграть!
- Когда почувствовали, что игровой тонус вернулся?
- На сто процентов - когда матчи пошли один за одним. Сухую серию выдали, у "Трабзона" выиграли…
И СНОВА ШУНИН…
- Самого неудобного для себя форварда можете назвать?
- Сейчас таких нет. А в прошлом - Рома Павлюченко, который забивал мне практически в каждой игре.
- Хорошо, что Думбия в одной команде с вами?
- Конечно.
- Кто опаснее - он или ЭтоО?
- Один другого стоит.
- Можно ли игрокам обороны позволять соперникам забивать такие голы, как второй от "Лилля" в Москве?
- Не хочу бросать камень в огород защитников - в оборонительных действиях участвует вся команда. Но стоит отметить и блестящий пас, выполненный игроком французского клуба. У всех нас сложилось впечатление, что он собирается бить по воротам, а вместо этого последовала выверенная передача.
- Не кажется, что у армейских защитников, играющих без конкуренции, несколько снизилась требовательность к себе?
- Не думаю, что это так. Скорее наоборот - долгое совместное выступление пошло на пользу. Это подтверждают и результаты сборной, оборона которой более чем наполовину состоит из армейцев. В последних матчах она не пропустила ни одного гола.
- Раз уж заговорили о сборной, собираетесь в нее возвращаться? К слову, там пока первый номер - Малафеев, а второй - опять же Шунин...
- Постановка вопроса интересная. Безусловно, вернуться мечтаю. Но для этого надо все безупречно делать на поле и в каждом матче за клуб доказывать, что ты главной команде необходим.
- Контакты с тренерским штабом сборной в последнее время были?
- После того как пришел в ЦСКА, не было. А когда не играл из-за травмы в "Динамо", несколько разговоров с Бородюком состоялось.
- Кто из вратарей, на ваш взгляд, провел футбольный год лучше других?
- Быть может, Малафеев. А если честно, считаю некорректным оценивать игру коллег.
- Тем не менее фамилия питерца прозвучала. Как оцениваете очень обидную для него реплику одного телекомментатора, прозвучавшую после травмы Акинфеева? Как повели бы себя на месте Вячеслава?
- Сам я ее не слышал - узнал из интернета. Но даже не хочу примерять на себя эту ситуацию.
- Воспоминания о Еurо-2008 все еще греют душу?
- О, это было так давно! Да я там в принципе не играл, но общий настрой - все-таки устроили праздник для всей страны - запомнился хорошо.
- Откуда легче получить приглашение в сборную - из "Анжи" или из ЦСКА?
- Абсолютно не имеет значения. Здесь важно в первую очередь качество игры, которую ты показываешь. Я, например, впервые вызов получил, будучи игроком "Кубани".
- А из ЦСКА при здоровом Акинфееве? Ведь право попасть на очередной Euro надо завоевать надежной игрой, а для этого хотя бы выходить на поле…
- Понимаю, к чему вы клоните. Самое важное для меня - игровая практика. Вне зависимости от перспектив попадания в сборную. И именно этот фактор будет иметь определяющее значение для продолжения моей карьеры.
Отдел футбола