Как стало известно "Ъ", у профессионального футбольного клуба ЦСКА в ближайшее время может появиться новый титульный спонсор. Переговоры об этом ведет принадлежащая АФК "Система" компания "Башнефть". Источники считают, что этот спонсорский договор будет даже более выгодным для армейцев, нежели предыдущий с "Аэрофлотом" на сумму $5 млн в год.
О том, что у ПФК ЦСКА может появиться новый титульный спонсор, сообщили "Ъ" источники, знакомые с ходом переговоров. Источники, близкие к ОАО "Башнефть" и основному акционеру компании — АФК "Система",— подтвердили, что этот вопрос обсуждается, однако окончательного решения не принято. Пресс-атташе армейского клуба Сергей Аксенов отказался подтвердить или опровергнуть эту информацию, заявив лишь, что "ЦСКА будет рад любому партнеру". Однако источник "Ъ" в команде рассказал, что переговоры с "Башнефтью" действительно велись, а контракт планируется заключить через две недели, то есть незадолго до первого матча армейцев в 1/8 финала Лиги чемпионов против испанской "Севильи" — он состоится 24 февраля в Москве.
Предыдущим титульным спонсором ЦСКА был "Аэрофлот". Он стал им в июле прошлого года. Вчера в "Аэрофлоте" "Ъ" сказали, что спонсорский договор с ЦСКА на 2010 год не продлен, отказавшись от подробных комментариев. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что это произошло из-за того, что футбольный клуб сам нашел нового спонсора. "Перевозить команду "Аэрофлот" продолжит, но логотип с футболок будет снят",— отметил он.
По данным "Ъ", новый контракт действительно готовится на более выгодных условиях, чем прежний. По договору с "Аэрофлотом" ПФК ЦСКА должен был получить $5 млн. Источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров клуба с "Башнефтью", оценил сумму этого контракта как "скорее соответствующую той, что ЦСКА получал благодаря партнерству с ВТБ".
ВТБ был титульным спонсором ЦСКА в течение двух сезонов начиная с 2007 года. За первый год действия договора компания перечислила клубу $7 млн, за второй — уже $8,5 млн. Однако продлевать контракт ВТБ не стал, поскольку в противном случае имел бы место конфликт интересов. Дело в том, что под его контроль перешел другой клуб премьер-лиги — "Динамо".
"Башнефть" уже занималась инвестициями в спортивные проекты. Правда, до сих пор нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания из Башкирии была спонсором только местных республиканских клубов, например одной из сильнейших команд Континентальной хоккейной лиги — "Салавата Юлаева".
Ее участие в финансировании популярного московского клуба, как считают эксперты "Ъ", стало возможным после того, как весной прошлого года у компании поменялся акционер. До этого "Башнефть" контролировалась структурами, принадлежащими Уралу Рахимову — сыну президента Башкирии Муртазы Рахимова. А в апреле 2009 года основном владельцем компании стала АФК "Система" Владимира Евтушенкова. И источники "Ъ" предполагают, что решение о том, что "Башнефть" будет спонсором ПФК ЦСКА, принималось именно на уровне ее основного акционера.
Для ЦСКА заключение крупного по сегодняшним меркам договора о титульном спонсорстве — чрезвычайно своевременное событие. В последнее время армейский клуб, в отличие от ряда других российских топ-команд, например "Зенита" и "Локомотива", большую часть доходов получающих не от рекламных контрактов, а от собственных акционеров, испытывал определенные финансовые трудности. В прошлом году, например, его бюджет, расходная часть которого составила $61,3 млн, был сверстан с дефицитом: как следует из информации, размещенной на официальном сайте клуба, его доходная часть была на $11,3 млн меньше. А по ходу сезона ЦСКА, обычно довольно активно выступавший на трансферном рынке в качестве покупателя, привлек к себе внимание как продавец, отпустив, скажем, в лондонский "Челси" за рекордные для российского футбола £18 млн ($29,5 млн) одного из лидеров команды Юрия Жиркова и отдав в аренду в бразильский "Палмейрас" самого острого форварда Вагнера Лава.
Косвенно может свидетельствовать о финансовых затруднениях ЦСКА и поданный подведомственным Министерству обороны РФ федеральным госучреждением ЦСКА иск в арбитражный суд Москвы с требованием расторгнуть инвестиционный договор, по которому футбольному клубу передавался земельный участок площадью 9 га рядом с Ходынкой для строительства стадиона. По нему возведение арены на 30 тыс. зрителей должно было завершиться к концу 2007 года. Однако на данный момент вырыт только котлован, а дальнейшие работы приостановлены.