За прошедшие 11 туров премьер-лиги 2010 года контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) РФС оштрафовал клубы на общую сумму свыше 8 миллионов рублей. Уже сейчас эта цифра больше той, что была показана за весь 2009 год. Уже сегодня можно говорить об ужесточении санкций для клубов, основных тенденциях и детально разобрать сложившуюся ситуацию.
Штраф – один из видов санкций, предусмотренных дисциплинарным регламентом РФС. Наказание это является пусть и не самым суровым, но самым распространенным. После каждого тура чемпионата России (не только премьер-лиги, но и низших дивизионов) собирается коллегия из юристов, экспертов и прочих деятелей, выискивающая и разбирающая инциденты с прошедших матчей.
Заседания КДК являются закрытыми, только этот юрисдикционный орган вправе определять сумму штрафа за то или иное нарушение регламента. В «административном кодексе» РФС в приложении № 1 приводится сводная таблица, где напротив каждого нарушения, коих всего 38, прописаны минимальный и максимальный размеры штрафов. Причем эта таблица затрагивает не только премьер-лигу, но и другие дивизионы и даже чемпионат среди женских команд.
Самые суровые штрафные санкции предусмотрены за такие нарушения, как «необеспечение работы системы стадиона электроосвещения, повлекшее срыв матча» (если задержка привела к срыву прямого эфира), и «задержка начала матча по вине одной из команд» (если задержка привела к срыву прямого эфира). За эти два нарушения с провинившегося клуба взимается штраф в размере 7.800.000 рублей. За самовольный уход с поля, отказ от продолжения матча клуб штрафуется на 5 млн. рублей. Все остальные размеры штрафов за другие нарушения колеблются от 5 тысяч до 1 млн. рублей.
В нынешнем сезоне, естественно, по всем статьям дисциплинарного регламента клубы не штрафовались. Самые суровые наказания получили «Зенит» (500 тыс.), «Динамо» (400 тыс.) и «Анжи» (300 тыс.). Предлагаю взглянуть на полную таблицу, или как мы ее назвали – хит-парад штрафников:
Обращает на себя внимание следующее.
Во-первых, статья с формулировкой «за нарушение болельщиками общественного порядка» лидирует с подавляющим преимуществом. Только одна эта статья собрала более 50% от общей суммы штрафов. На самом деле, в дисциплинарном регламенте эта статья звучит так: неправомерные действия болельщиков. А нарушение ими общественного порядка – лишь разновидность этого общего нарушения. Максимальный размер штрафа за это наказание составляет 500.000 рублей. В прошлом сезоне «Спартак» и «Зенит» выплачивали в РФС такие суммы по одному разу. В нынешнем сезоне подобным размером штрафа был наказан только «Зенит» - за позорное скандирование своих болельщиков в адрес Яшина и «Динамо».
Во-вторых, КДК в очередной раз дает расплывчатые формулировки. Если в первых девяти турах клубы штрафовались за нарушение болельщиками общественного порядка, то в последних двух – за неправомерные действия болельщиков, что, как мы с вами уже выяснили, является более обобщенным определением. Собственно, эта статья была самой популярной и в прошлом сезоне.
В-третьих, доля штрафов за различные действия болельщиков стала больше, нежели в прошлом сезоне. Для подтверждения истинности этих слов предлагаю разбить все штрафы клубов за нарушения болельщиков и штрафы за все остальные нарушения. И заодно сравнить полученные данные с тем, что было показано в прошлом сезоне.
83% всех штрафов клубы выплачивают за действия своих болельщиков. В прошлом сезоне доля штрафов за нарушения болельщиков составила лишь 52% от общей суммы – т.е. фактически половину всех штрафов. Сегодня картина просто несопоставима с той, что была показана в прошлом сезоне; в этом году практически все штрафы так или иначе связаны с действиями людей на трибунах. Почти все клубы только за 11 туров уже заплатили больше, чем за весь прошлый чемпионат.
Справедливо возникает вопрос – с чем же связан такой рост размеров штрафов? Неужели зрители на трибунах стали вести себя еще хуже? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к словам президента РФС:
«Очень огорчает поведение болельщиков в отдельных матчах. С файерами и ракетами надо заканчивать, как это сделано уже во всем мире. А еще мы будем применять серьезные санкции за кричалки, содержащие ненормативную лексику, потому что футбол — это общественное явление. Ненормативная лексика, применяемая в общественном месте, — это хулиганство. И если это продолжится, мы начнем проводить следующие матчи без тех фанатов, которые употребляют ненормативную лексику на стадионах. При этом речь не идет о проведении матчей вообще без болельщиков, а только о фанатских секторах, которые таким образом выражают свои чувства. Я хочу, чтобы нормальные люди семьями ходили на футбол».
Популизм Фурсенко ничуть не отличается от популизма любого другого крупного чиновника; к этому нельзя привыкнуть, но это бесполезно осуждать. Однако слова президента РФС говорят нам лишь об общей стратегии футбольной власти в этом вопросе. Никакой конкретики, к примеру – откуда взялись такие крупные штрафы, и почему клубы их регулярно получают, – в этих словах нет. Проясняет ситуацию глава КДК Владимир Катков, который ссылается на письмо от департамента охраны общественного порядка МВД за номером 12/1778 от 23.03.2010 «О состоянии правопорядка для проведения футбольных матчей с участием клубов РФПЛ»:
«В письме содержалась рекомендация – при вынесении наказаний за использование пиротехнических изделий на стадионах руководствоваться пунктом регламента, где говорится о нарушении общественного порядка. Это гораздо более суровое наказание, нежели чем, например, просто «бросание посторонних предметов на поле», - поясняет Катков.
Именно поэтому в приведенной выше таблице отсутствует статья с формулировкой «за бросание пиротехнических средств» - одна из самых распространенных статей в прошлом сезоне. Теперь за файер, брошенный с трибуны, клубы получают штраф по статье «нарушение болельщиками общественного порядка». Именно этим объясняется популярность данного нарушения (поскольку все сметается в одно) и рост штрафных санкций.
Проводя борьбу с хулиганством на трибунах, КДК забывает об одном важнейшем принципе. А именно, в решениях этого органа РФС напрочь отсутствует последовательность в принятии решений. Субъективизм при вынесении наказания возможен практически всегда, но в данном случае нам приходится наблюдать излишний, а порой, и необоснованный субъективизм, за счет которого многие решения являются нелогичными и попросту высосанными из пальца.
Кто бывал на стадионе, подтвердит, что нецензурные скандирования слышны всегда: в адрес соперника, судьи, болельщиков другой команды – не суть. Однако наказаниям подвергаются лишь некоторые. Из тех, кого наказывают, одни получают меньше, а другие – больше. И остается только голову ломать – почему именно так, а не иначе. Московский «Спартак», к примеру, ощущение такое, что штрафуют тупо по инерции. И очень странно, что этот клуб не получил очередной штраф за 11 тур, в котором он участия не принимал. Значит, КДК не так безнадежен.
Все претензии к этой структуре сводятся к банальному непониманию их решений. Проводя политику по ужесточению санкций, КДК необходимо параллельно с этим вести другую политику – по обоснованию и разжевыванию собственных решений. Может быть, тогда доверие со стороны футбольной общественности хоть немного возрастет.
Михаил Борзыкин блог: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/evroobzor/87272.html